Орден Розы и Креста АМОРК
 
Галерея символов:
Увеличить в новом окне
Новости :
114   28-07-2019
28 июля помещен материал о поездке группы розенкрейцеров в город Торжок

113   19-05-2019
Юрисдикцию русского языка посетили Император АМОРК Кристиан Бернар и Великий Магистр итальянской юрисдикции Клаудио Мазукко. Высокие гости приняли участие во встрече Пронаоса «Просветление» (Москва), на которую также приехали розенкрейцеры из других городов России.

112   14-04-2019
В Москве состоялась Региональная Конвенция АМОРК, в которой приняли участие более 40 членов Ордена из разных городов России. На Конвенции были прочитаны доклады на темы учения розенкрейцеров, а также философские и общекультурные темы. Были также показаны фильмы по истории розенкрейцерства.

111   09-12-2018
Размещена информация о будущей Всемирной Конвенции АМОРК, которая состоится в Италии, в Риме с 14 по 18 августа 2019 года. Раздел "Об Ордене" - "Конвенции АМОРК".

110   28-12-2017
В разделе Библиотека - Ларец размещен текст "Физические Законы Здоровья Тела"

Все новости
Афоризмы :
Любовь к родине начинается с семьи.
= Ф.Бэкон =

Защита прав :
© Copyright,
1997 - 2019
А.М.О.Р.К.
Русскоязычная
юрисдикция
Москва, Россия
WWW.AMORC.ORG.RU


ИСТОРИЯ   >>>  История (К.Ребисс)



ИСТОРИЯ РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВА ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Кристиан Ребисс


Содержание

  • I Египет и Первичная Традиция. Метаморфозы Гермеса
  • II Египет и Первичная Традиция. Philosophia Perennis
  • III Тройной огонь
  • IV Эхо Розы и Креста
  • V Confessio Fraternitatis
  • VI Изумрудная земля
  • VII Химическая свадьба
  • VIII Цветущая роза
  • IX Философы и розенкрейцерство (1 часть)
  • X Философы и розенкрейцерство (2 часть)
  • XI Розенкрейцерство и франкмасонство
  • XII Магнетизм и египтософия
  • XIII В поисках Психеи
  • XIV Чётки Магов
  • XV Представление. Часть 2
  • XVI Первые американские розенкрейцеры
  • XVII Гарвей Спенсер Льюис
  • XVIII Путешествие на Восток
  • XIX Античный Мистический Орден Розы и Креста
  • XX Международный аспект
  • XХI Современность


  • Часть VII. Роза цветущая

    Появление розенкрейцерских Манифестов вызвало в Европе очень широкий отклик. Они были вскоре многократно переизданы, и вслед за ними появились многочисленные публикации, на страницах которых сталкивались хулители и сторонники Манифестов. В период с 1614 по 1620 г. можно насчитать более двухсот книг, в которых эти Манифесты критикуются или поддерживаются, а если продлить этот период до XVIII века, то их число возрастает до девятисот. Этот всплеск интереса позволяет осознать значимость появления розенкрейцерства в XVII веке. Среди обилия изданий мы остановимся только на тех, авторы которых, на наш взгляд, лучше других выражают свои позиции.

    Одним из первых начал полемику немецкий врач Андреас Либавиус. Хотя он и был сторонником Парацельса, вместе с тем он отказался от магических аспектов теорий Парацельса и хотел быть научным алхимиком. В 1615 и 1616 годах он публикует несколько трудов, в которых называет розенкрейцеров еретиками и осуждает их обращение к магии, которую считает дьявольским занятием. Роберт Фладд (1575 - 1637), английский медик, отвечает ему в 1616 г. трудом, озаглавленном "Краткая апология, отмывающая и очищающая, подобно волнам Истины, Братство Розы и Креста, запятнанное подозрениями и оскорблениями"(1). Он показывает, что розенкрейцерская магия - "магия природная", в том смысле как её определял Марсилий Фичино (2): искусство, совершенно чистое и законное. Роберт Фладд пользуется этой работой, чтобы публично просить о его приёме в Братство розенкрейцеров.

    Юлий Спербер, советник князя Христиана Анхальтского, в своей работе "О Братстве, Богом просветлённом, славном Ордене Р.К." (3) встаёт на защиту Розы и Креста (1615). Автор утверждает, что этот Орден образован не сегодня, потому что он обладает тайным знанием, хранителем которого в своё время был Адам. Он подчёркивает, что это знание передавалось от поколения к поколению халдеями, египтянами, затем было перенесено в западный мир св. Иоанном и св. Бернаром. Он называет также имена Вильгельма Постеля, Пико делла Мирандолы, Иоханна Рейхлина и Генриха Корнелия Агриппы, которые этим знанием владели. Среди прочих Мишель Потье в 1617 году в своём "Новом химическом трактате" (4) также высказывается в поддержку Ордена Розы и Креста.

    Михаэль Майер

    Михаэль Майер (1569 - 1622), известный немецкий алхимик и личный врач Рудольфа II, был также одним из самых пламенных защитников розенкрейцерства. В 1617 г. в своей работе "Молчание после криков" (5) он отвечает на критику тех, кто выразил желание вступить в Орден Розы и Креста и не получил никакого ответа на свою просьбу. Он говорит, что причина этого в том, что они не были сочтены достойными быть принятыми в него. Он добавляет, что он сам не достоин такой чести. С точки зрения Михаэля Майера Братство розенкрейцеров действительно существует, и оно не является мистификацией. Он видит в этом Ордене сообщество мудрецов, которые жили во все времена во всех народах. Он представляет розенкрейцеров хранителями древней Традиции, истоки которой идут от египтян и брахманов, от Элевсинских и Самофракийских мистерий, от магов Персии, пифагорейцев и арабов.

    В этом отношении Фридрих Грик идёт дальше. Он публикует под псевдонимом Иренэуса Агностуса "Щит Истины:" (6), трактат, воздающий хвалу розенкрейцерам и одновременно критикующий их (1618). Он возводит происхождение Ордена к Адаму и приводит довольно пёстрый список сорока семи его Императоров, среди которых мы встречаем Сета, Филона, Аль Манора, Жака де Воражина - до Императора 1618 года Хьюго де Альверда. В том же году Иосиф Стеллат выражает свою поддержку "досточтимому обществу розенкрейцеров" своей книгой "Небесный Пегас или краткое введение в истинную мудрость, которую прежде египтяне и персы называли Магией и которая получает сегодня от почтенного Братства Р.К. законное имя Пансофии" (7). Этот "адепт тайной философии" внимательно читает Манифесты. Однако вскоре он нападает на Орден Розы и Креста в публикациях, которые вызовут обильные отклики среди защитников Братства. Под псевдонимом Ф.Г. Менапиуса он издаёт в 1618 г. "Центон о Братьях Розы и Креста по Виргилию", "Центон о Братьях Розы и Креста по Овидию" (8) и "Менапиус о розенкрейцерстве, или Рассуждения всего общества:" (9) в 1619 г. Эти книги вызывают бурную полемику: существует ли Орден Розы и Креста в действительности или это просто выдумка?

    Многие авторы выступают в защиту Ордена. Флорентинус де Валенсиа (Даниэль Моглин) издаёт книгу "Иисус с нами! Роза цветущая:" (10); это "Ответ на клевету Менапиуса об обществе розенкрейцеров". Михаэль Майер старается доказать существование Ордена, публикуя в 1618 г. "Золотая Фемида, или Законы и Предписания достославного Братства Р.К." (11). В этой книге он завуалированно описывает место собраний розенкрейцеров. По мнению Ф. Йейтс, это описание напоминает замок Хайдельберга - к этому месту мы ещё вернёмся (12).

    Генрих Нейгауз в 1618 г. в своей работе "Благое и весьма полезное предупреждение о розенкрейцерах. Существуют ли они? Кто они?" (13) пишет, что Братьев невозможно встретить в Европе, потому что они покинули её и обосновались на Востоке. В многочисленных публикациях этой поры каждый автор, как представляется, извлекает из розенкрейцерства то, что его интересует. Иоганн Валентин Андреэ в "Turris Babel" (1619) пишет в этой связи о смятении, которое было вызвано появлением розенкрейцерских Манифестов.

    Роберт Фладд

    В годы появления розенкрейцерства самыми страстными защитниками Братства Розы и Креста были Михаэль Майер и особенно Роберт Фладд. Однако ни один из них не говорит о своей принадлежности к Ордену. Обладая универсальными познаниями, Роберт Фладд очень хорошо знал "Corpus Hermeticum", работы Марсилио Фичино и таких христианских каббалистов как Иоханн Рейхлин и Франсуа Жорж де Вениз. Как медик и алхимик он интересуется работами Парацельса. Вероятно, со времени своих выступлений в пользу розенкрейцерства Роберт Фладд входит в контакт с розенкрейцерской средой в Германии, если это не случилось ещё во время пребывания Михаэля Майера в Англии между 1611 и 1613 гг. В любом случае, начиная с 1617 года, в Германии у Иоханна Теодора де Бри, который оплачивает издание, начинают печататься книги этого английского врача. Труды, выходящие у этого издателя, обосновавшегося в Оппенгейме, отличаются высоким качеством гравюр, выполненных Маттеусом Мерианом. В этом отношении книги Роберта Фладда являются настоящими шедеврами; их титульные страницы украшены великолепными гравюрами, резюмирующими их содержание.

    В своих книгах Роберт Фладд стремится показать гармонию макрокосма (мира) и микрокосма (человека). Обладая обширными знаниями, он занимается гармоническими соответствиями, существующими между планетами, ангелами, частями тела человека, музыкой : Он пытается осуществить синтез всех знаний, и его "Теолого-философский трактат :" (14) свидетельствует, что он содержит, кроме прочего, фрагменты древней Мудрости, пережившей грехопадение Адама. Эта книга, кстати, посвящена Братьям Розы и Креста (1617). В 1617 г. Роберт Фладд начинает публиковать свою "Метафизическую, физическую и техническую историю одного и другого миров, то есть большого и малого :" (15). Этой настоящей энциклопедией, охватывающей все области знания, он надеется открыть Вселенскую Мудрость, которая будет руководством для всеобщего обновления, о котором говорится в розенкрейцерских Манифестах. Он стремится показать, как Творение было рождено Душой Мира, из которой исходят математические модели, определяющие гармонию Творения. Его доказательство основано на книге "De Harmonica Mundi" Франсуа Жоржа де Вениза и на переводе и комментариях к "Тимею" Платона, изданных Марсилио Фичино. Он также обращается к элементам, которые Фичино заимствовал из "Комментария ко Сну Сципиона" Макроба относительно чисел и Души Мира.

    Его трактовка Души Мира вовлекает его в полемику (16) с астрономом Иоганном Кеплером и французским философом, математиком и физиком Пьером Гассенди (1592 - 1655). Аббат Марен Мерсенн (1588 - 1648), французский философ и учёный, борец с герметической философией Ренессанса, также не останется в стороне. Этот друг Рене Декарта упрекает Роберта Фладда за то, что он располагает на одном уровне Иисуса Христа, ангелов и Душу Мира. Масштаб реакции на труды английского врача свидетельствует о том, что его творчество было широко известно в Европе и было предметом самых значимых дебатов эпохи.

    Иоганн Кеплер

    Иоганн Кеплер (1571 - 1630), бывший студент Тюбингенского университета, часто общался с Валентином Андреэ. С 1600 по 1612 гг. он был членом "Магического Двора" Рудольфа II, где работал в качестве помощника великого астронома Тихо Браге. Находясь под большим влиянием неоплатонизма и пифагорейства Ренессанса, в своём труде "Mysterium cosmographicum" (1596) он поначалу обращался к концепции Души Мира. Однако при переиздании книги в 1606 г. он заменил её понятием "Силы". С его точки зрения движением планет управляет Сила, а не Душа Мира. Кеплер создаёт труд, соперничающий с "Метафизической историей :" Роберта Фладда. В работе "Гармония мира" (1619) он пишет, что опирается на математику, а не на герметизм, как Роберт Фладд. Впрочем, он обвиняет последнего и в том, что тот смешивает их.

    Роберт Фладд немедленно отвечает работой "Veritatis proscenium" (1621), подчёркивая, что его теории наследуют теориям Франсуа Жоржа де Вениза и розенкрейцеров. За этим следует ответ Кеплера - "Апология" (1621), на которую Роберт Фладд в 1622 г. отзывается трудом "Monochordum mundi symphoniacum" (17). Вскоре работы Исаака Ньютона подтвердят теории Кеплера, однако, несмотря на то, что термин "Сила" пришёл на смену понятию "Души Мира", происхождение этой Силы остаётся неразгаданной тайной!

    Фридрих V

    Эволюция розенкрейцерства примет решающий оборот с восхождениием на престол Фридриха Пфальцского. Чтобы лучше представить это, следует кратко напомнить историю Богемии той поры. Эта немецкая провинция была присоединена к короне Габсбургов Фердинандом I (1503 - 1564). Его сменил не троне его сын Максимилиан II (1527 - 1576). Хотя наследник был католиком, он не преследовал протестантов и казался открытым для восприятия эзотеризма. Джон Ди посвятил ему свою "Иероглифическую Монаду" (1564). После его смерти императором стал его сын Рудольф II. Этот представитель династии Габсбургов отдалился от своего племянника Филиппа II, короля Испании, ревностного католика, чей религиозный фанатизм Рудольф II не одобрял. Обладая утончённым умом, Рудольф II страстно увлекался науками, искусством и герметизмом. Он содержал большой двор, при котором одновременно находились Тихо Браге, Иоганн Кеплер и Михаэль Майер. Все маги Европы встречались здесь, сюда же приезжали Джордано Бруно и Джон Ди. В правление этого монарха была написана "Fama Fraternitatis", текст которой поначалу распространялся в Германии в рукописной форме.

    После смерти Рудольфа II трон перешёл к его брату Матиасу II, уже немощному старику. "Магический Двор" Рудольфа переезжает к нескольким протестантским князьям, разделяющим эту же страсть. Часть его обосновывается в Хайдельберге при дворе Фридриха V, пфальцграфа и зятя английского короля; другая часть у Христиана Анхальтского, советника Фридриха, князя, личным врачом которого был Освальд Кролл, один из известных учеников Парацельса (18). Наконец, некоторые, среди которых был и Михаэль Майер, едут ко двору Мориса в Гессе-Кассель. Последний, как представляется, играл важную роль в распространении розенкрейцерских идей. Действительно, издатель двух первых розенкрейцерских Манифестов Вильгельм Вессель не мог напечатать ничего, что не получило бы предварительного одобрения ландграфа Гессе-Касселя. В правление Матиаса II вновь разгораются конфликты между католиками и протестантами, потому что новому монарху не свойственна веротерпимость его предшественника. Именно в это время была напечатана "Fama Fraternitatis" (1614), а затем составлен и издан второй Манифест "Confessio Fraternitatis". Пессимизм этого нового текста показателен для эпохи, в которой предчувствуется неизбежность катастрофы.

    Пражская дефенестрация

    Постепенно Матиас II начинает смещать протестантов с ответственных государственных постов. Затем в 1618 году он закрывает один из пражских храмов. Это событие взрывает ситуацию. Народ, привыкший к свободе вероисповедания, отказывается от повиновения, и 23 мая протестанты выбрасывают из окна трёх представителей императора. Это и есть "пражская дефенестрация", инцидент, обозначивший начало Тридцатилетней войны (1618 -1648), которая опустошит Германию. Смерть Матиаса II в марте следующего 1619 года ещё более усугубит положение. Его племянник Фердинанд Штирский, король Богемии с 1617 г., займёт трон императора. Воспитанный иезуитами, он положит конец религиозной терпимости, установленной Рудольфом II, и начнёт принимать меры для запрета протестантизма.

    Народ Богемии отказывается подчиняться власти Фердинанда и избирает Фридриха V главой Протестантской унии с тем, чтобы сместить первого. Фридрих V получил поддержку протестантов Франции и Англии. После смерти Генриха IV в 1610 г. многие считали его человеком, способным примирить католиков и протестантов. В изображении льва, украшавшем его герб, некоторые видели знак эры благоденствия, предсказанной в "Пророчестве Северного Льва" (19). Как пишет Франсес Йейтс, дворец Фридриха был тогда центром зарождавшегося розенкрейцерства. В 1613 г. Фридрих женился на дочери английского короля Якова I. Это было очень важным событием, скрепляющим союз протестантов Европы. Свадьба, сначала отпразднованная в Англии, была продолжена пышными церемониями в замке Хайдельберга. Вполне возможно, что описание некоторых сцен "Химической свадьбы Христиана Розенкрейца" (20) Иоганном Валетином Андреэ было вдохновлено этими церемониями. Замок Хайдельберга, будучи шедевром в культурном аспекте, был украшен садами, с многочисленными гротами, "говорящими статуями" и хитроумными машинами, созданными Соломоном Каусом (21). Этот замок считался в своё время восьмым чудом света.

    Белая Гора

    Фридрих V знал, что, приняв корону, ему придётся противостоять власти Габсбургов. Повинуясь судьбе, он согласился. Коронация была проведена в ноябре 1619 г. в Пражском соборе. Увы, он станет "королём на одну зиму", - вся власть Габсбургов, стремящихся вернуть свои владения, обрушится на него. Его союзники, короли Франции и Англии, из опасения конфликта с Испанией предпочтут не вмешиваться. 8 ноября недалеко от Праги произошло печальное сражение у Белой Горы. Отряды Фридриха под руководством князя Анхальтского терпят от католиков сокрушительное поражение, и Фердинанд возвращает себе трон. Фридрих и Елизавета бегут в Голландию, в Гаагу. Вслед за этим сражением случатся не менее скорбные события. Пьер Шону назовёт этот конфликт "небывалой катастрофой", а П. Мольс увидит в нём "крупнейший демографический катаклизм за всю историю Германии". Итог этих события потрясает: Пфальц теряет семьдесят процентов своего населения, Вюртемберг - восемьдесят два процента, а Богемия - сорок четыре процента. К этому нужно добавить исход более двадцати тысяч человек. В общем в результате этой войны Центральная Европа утрачивает шестьдесят процентов своего населения (22). Неудивительно, что в таком контексте розенкрейцерский проект закончился неудачей.

    После разгрома Фридриха Габсбурги выпускают сатирические гравюры, в которых его личность связывается с розенкрейцерством. Их победа, нашедшая своё продолжение в Тридентском соборе, на котором были осуждены протестантизм и герметизм, явилась победой католицизма над розенкрейцерством. На одной из таких гравюр представлен орёл Фердинанда, сидящий на вершине колонны, у основания которой лежит лев (Фридрих). На подписи к этой гравюре розенкрейцерский девиз, которым заканчивается "Fama Fraternitatis", - "Под сенью крыл Твоих, Иегова" - спародирован во фразе: "Под сенью крыл моих Богемия процветать будет". Таким образом, идеал братства, предложенный розенкрейцерами, натолкнулся на религиозную нетерпимость, а Тридцатилетняя война помешала созданию настоящего Ордена. Розенкрейцерский проект не осуществился в это время, но его идеал оставался востребованным в Европе, в частности в Англии и во Франции. Именно в это смутное время Рене Декарт (1596 - 1650) предпринимает попытки найти розенкрейцеров. Как мы увидим далее, его возвращение во Францию совпадёт во времени с появлением таинственных плакатов, извещавщих о пребывании в Париже розенкрейцеров. В Англии розенкрейцерский проект найдёт неожиданное развитие в связи с личностью Фрэнсиса Бэкона (23).

    Примечания:

    (1) "Apologia compendiaria fraternitatem de Rosea-Cruce suspicionis et infami? maculis aspersam, veritatis quasi fluctibus abluens et abstergens", Leyde, 1616.

    (2) Voir revue "Rose-Croix" n° 189 p. 7.

    (3) "Echo der von Gott Hocherleuchtetinen Fraternitet des l?blichen Ordens R.C...", Dantzig, 1616.

    (4) "Novus Tractatus chymicus de Vera Materia, veroque processu Lapidis philosophici quo pleniorem ataque fideliorem hactenus non vidit mundus. Cui accessit sub calcem, ut verum ita sincerum de Fraternitate R.C. judicium:", Francfort, 1617.

    (5) "Silentium post clamores:", Francfort, 1617.

    (6) "Clypeum veritatis ; Das ist Kurtez, jedoch Gr?ndliche Antwort respective [:]", Amsterdam, 1618.

    (7) "Pegasus Firmamenti sive Introductio Brevis in veterum sapientiam, qu? olim ab ?gyptiis et Persi Magia, hodie vero a Venerabili Fraternitate Ros? Crucis Pansophia recte vocatur:", Amsterdam,1618. Il s'agit du pseudonyme de Christoph Hirsch.

    (8) "Cento Virgilianus de Fratibus Ros? Crucis" et "Cento Ovidianus de Fratibus Ros? Crucis", Amsterdam, 1616.

    (9) "Menapius Rose? Crucis, Das ist Bedencken der Gesambten Societet von dem:", M?nchen, 1619. Il le publie sous le pseudonyme de Theophile Schweigardt.

    (10) "Jhesus Nobis Omnia ! Rosa florescens, contra F. G. Menapii calumnias:", Amsterdam, 1617 et 1618.

    (11) "Themis aure? hoc est de legibus Fraternitatis R.C:", Francfort, 1618.

    (12) Voir "La Lumi?re des Rose-Croix", Paris, Retz, 1985, p. 113.

    (13) "Pia et utilissima admonitio de Fratibus R. C. Nimirum an sint ? quales sint ?:", Dantzig, 1618. Il conna?tra une ?dition en France en 1623.

    (14) "Tractatus theologo-philosophicus:", 1617, publi? sous le pseudonyme de Rudolfo Otreb, chez J. Theodor de Bry.

    (15) "Utriusque cosmi, majoris scilicet et minoris, metaphysica, physica atque technica historia...", chez Johann Theodor de Bry ? Oppenheim et Francfort, 1617-1624.

    (16) Sur cette controverse, voir Jean-Charles Darmon, "Quelques enjeux ?pist?mologiques de la querelle entre Gassendi et Fludd : les clairs-obscurs de l'me du Mondee", dans "Aspects de la tradition alchimique au XVIIesi?cle", revue "Chrysop?ia", 1998.

    (17) Voir Pierre Br?har, qui, dans "Les Langues occultes de la Renaissance", Paris, 1996, Desjonqu?res, pp. 200-243, r?sume l'affaire. Frances A. Yates avait d?j? ?voqu? cette controverse dans "Giordano Bruno et la Tradition herm?tique", Paris, 1988, Dervy, chap. XXII.

    (18) Tobias Hess, l'un des amis de Johann Valentin Andre?, connut personnellement Oswald Croll, et la "Fama Fraternitatis" reprend quelques-unes de ses id?es.

    (19) Sur cette proph?tie, voir notre article dans la revue "Rose-Croix" n° 190, ?t? 1999, p. 12.

    (20) C'est l'avis de Frances Yates dans "La Lumi?re des Rose-Croix". Dans cet ouvrage, l'auteur d?crit les richesses de ce palais, op. cit., pp. 13-28.

    (21) Il fut tr?s marqu? par certains textes de John Dee (sa pr?face d'"Euclide") et l'architecture de la Renaissance. Avant Denis Papin, il inventa la force vapeur. Dans la r??dition de 1624 de son ouvrage "Les Raisons des forces mouvantes, avec diverses machines tant utiles que plaisantes", paru en 1615, il ?voque les grottes et les statues parlantes qu'il r?alisa pour Heidelberg. Il d?crit aussi ces jardins dans son "Hortus Palatinus (Les Jardins du Palatin)", 1620, Johann Theodor de Bry. Dans sa postface ? la r??dition de ce dernier livre, Michel Conan souligne les rapports entre les inventions de Salomon de Caus et les inventions d?crites dans les ?uvres de Robert Fludd (Paris, 1990, ?d. du Moniteur).

    (22) Ces chiffres sont emprunt?s au livre d'Henry Bogdan, "La Guerre de Trente Ans (1618-1648)", Paris, 1997, chap. 12.

    (23) Voir cette gravure reproduite dans "La lumi?re des Rose-Croix", op. cit. p. 76.


    Rambler's Top100   Rambler's Top100   ЯНДЕКС   Aport     Яндекс цитирования   Рассылка
    Фотогалерея :
    . Увеличить в новом окне
    Бразилия, штат Парана, город Куритиба. Художественная галерея имени Ф. Бэкона
    Вопросы-ответы :
    = Вопрос :
    Существует ли "порча"?

    = Oтвет :
    Учение розенкрейцеров всегда утверждало, что "колдуны", "маги" и прочие обладают только той властью, которую люди им приписывают. Существует фактор, который может сделать человека уязвимым для зловредных манипуляций, и этим фактором является страх. Если мы поддерживаем в себе более или менее осознанное опасение, то оно является не только негативным самовнушением, но также снижает вибрационную частоту нашего существа. Следовательно, лучший способ защиты от "колдунов", "магов" и вообще от любого злонамеренного по отношению к нам человека состоит в том, чтобы не только не бояться таких людей, но, наоборот, считать их слабыми существами, из всех способностей имеющими, прежде всего, способность лгать, говоря, что они обладают каким-либо могуществом.