Орден Розы и Креста АМОРК
 
Галерея символов:
Увеличить в новом окне
Новости :
114   28-07-2019
28 июля помещен материал о поездке группы розенкрейцеров в город Торжок

113   19-05-2019
Юрисдикцию русского языка посетили Император АМОРК Кристиан Бернар и Великий Магистр итальянской юрисдикции Клаудио Мазукко. Высокие гости приняли участие во встрече Пронаоса «Просветление» (Москва), на которую также приехали розенкрейцеры из других городов России.

112   14-04-2019
В Москве состоялась Региональная Конвенция АМОРК, в которой приняли участие более 40 членов Ордена из разных городов России. На Конвенции были прочитаны доклады на темы учения розенкрейцеров, а также философские и общекультурные темы. Были также показаны фильмы по истории розенкрейцерства.

111   09-12-2018
Размещена информация о будущей Всемирной Конвенции АМОРК, которая состоится в Италии, в Риме с 14 по 18 августа 2019 года. Раздел "Об Ордене" - "Конвенции АМОРК".

110   28-12-2017
В разделе Библиотека - Ларец размещен текст "Физические Законы Здоровья Тела"

Все новости
Афоризмы :
Наслаждаться счастьем - величайшее благо, обладать возможностью давать его другим - еще большее.
= Ф.Бэкон =

Защита прав :
© Copyright,
1997 - 2019
А.М.О.Р.К.
Русскоязычная
юрисдикция
Москва, Россия
WWW.AMORC.ORG.RU


ИСТОРИЯ   >>>  История (К.Ребисс)



ИСТОРИЯ РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВА ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Кристиан Ребисс


Содержание

  • I Египет и Первичная Традиция. Метаморфозы Гермеса
  • II Египет и Первичная Традиция. Philosophia Perennis
  • III Тройной огонь
  • IV Эхо Розы и Креста
  • V Confessio Fraternitatis
  • VI Изумрудная земля
  • VII Химическая свадьба
  • VIII Цветущая роза
  • IX Философы и розенкрейцерство (1 часть)
  • X Философы и розенкрейцерство (2 часть)
  • XI Розенкрейцерство и франкмасонство
  • XII Магнетизм и египтософия
  • XIII В поисках Психеи
  • XIV Чётки Магов
  • XV Представление. Часть 2
  • XVI Первые американские розенкрейцеры
  • XVII Гарвей Спенсер Льюис
  • XVIII Путешествие на Восток
  • XIX Античный Мистический Орден Розы и Креста
  • XX Международный аспект
  • XХI Современность


  • Часть XII. Магнетизм и египтософия

    В XVIII веке наука Термеса приходит в столкновение с движением Просвещения, которое стало важнейшим этапом в истории Запада. В этот период хранители эзотеризма увлекаются Египтом и занимаются новой наукой – магнетизмом. Важно увидеть, как появились эти составляющие и принесённые ими ценности, чтобы понять эволюцию, которую переживёт розенкрейцерство.

    Философское движение эпохи, известной как Век Просвещения, характеризуется полной верой в прогресс. Это движение рассматривает разум безупречным проводником человека и развивает недоверие ко всему, что связано с религией и традицией. Свет, который ищет человек, это уже не Свет Бога, но Свет, которым сияет разум самого человека.

    Действительно, человек Просвещения смотрит на мир новым взглядом. За несколько лет его знания значительно расширяются. Обращение к использованию электричества и пара положило начало отсчёта «Нового времени». Работы Антуана де Лавуазье (1743-1794) окончательно отделяют поиски алхимиков от экспериментальных доказательств химических опытов. Труды натуралиста Жоржа-Луи Буффона (1707-1788), провозгласившего теорию эволюционизма, откроют непреодолимую пропасть между научным пониманием феномена жизни и теорией креационизма, на которой настаивала религия.

    Сенсуализм

    XVIII век – это не только век науки, это также век философов, а последние являются, прежде всего, учёными. Де Кондильяк (1714-1780) провозгласил источником всех знаний ощущения. По его мнению, человек познаёт самого себя и свои возможности не потому, что он мыслит, как заявлял Декарт, но потому, что он ощущает. Кондильяк был родоначальником сенсуализма, течения, в которое входили Клод А.Гельвеций (1715-1771), Поль А.Тири, барон Гольбах (1723-1789). Приверженность к абсолютному материализму и атеизму способствовала представлению религии как орудия тирании, противостоящего разуму, и как препятствия для достижения всеобщего счастья.

    Человек как машина

    Основной целью этого века было не улучшение «внутреннего человека», но движение в направлении якобы прогресса, который, как казалось, должен принести счастье каждому . Более того, этот период внушает сомнения относительно самой возможности существования «внутреннего человека» и души как таковой. В эссе «Человек как машина» (1748) Ж.-О.Деламетри (1709-1751) низводит человека до простого механизма, не имеющего нужды в Творце для своего существования. Философы большей частью разделяют эту точку зрения. Даже если Жан-Жак Руссо (1712-1778) протестует против такого взгляда, он, тем не менее, сотрудничает с такими фигурами как Гельвеций, Вольтер, Монтескьё и Кондильяк в таком важнейшем событии века Просвещения как Энциклопедия Дидро (1713-1784) и Даламбера (1717-1783). Рационализм и материализм этой энциклопедии оказали значительное влияние на культуру того периода. Иезуиты и янсенисты назовут Энциклопедию «книгой дьявола».

    С такими материалистическими настроениями, завладевшими умами той поры, можно спросить себя, как средний человек XVIII века мог оставаться верящим в существование в нём самом высших принципов, в душу, связывающую его с гипотетическим Богом? Конечно, обычных людей мало занимали различные идеи века Просвещения, но приверженцы иллюминизма, то есть эзотеризма, были озабочены таким состояниям умов. Появление новой науки, названной «магнетизмом», способствовало развитию исследований, которые вызовут яростные споры между спиритуалистами и материалистами. Аббат Фурнье, бывший секретарь Ордена Избранных Коэнов, вскоре заявит, что магнетизм ниспослан Богом, чтобы помочь нам понять, что мы всё-таки имеем душу, которая может существовать независимо от нашего тела.

    Магнетизм

    Для Элифаса Леви, наиболее важным явлением XVIII века представляется не Энциклопедия и не философия Вольтера и Руссо, а магнетизм, открытый Францем Месмером (1734-1815). Леви заявляет: «Месмер – это Прометей: Он принёс людям огонь с небес – тот огонь, который Франклин смог только перенаправить» (посредством громоотвода). Месмер родился в Швабии, южной области Германии. В 1766 году он написал докторскую диссертацию под названием «О влиянии планет на физико -медицинское состояние», в которой он исследует причины всемирного тяготения и его влияние на здоровье человека. Он переформулировал гипотезу Парацельса и Роберта Фладда о «Мировой Душе», идею фламандского алхимика Ван Гельмонта о магнетизме в медицине, а также теорию Вильяма Максвелла о «жизненном духе». Сравнивая эти разные точки зрения с принципами, открытыми Исааком Ньютоном, и с его собственными размышлениями, Месмер подошёл к развитию собственной теории о «животном магнетизме». Под этим названием он обозначил «свойство тел воспринимать воздействие вездесущего флюида, окружающего всё сущее который служит для поддержания всех жизненных функций в равновесии».

    Месмер заявил, что эта тонкая энергия может быть направлена на лечение заболеваний путём восстановления необходимого для здоровья гармоничного состояния. С 1772 он начинает лечить наложением магнитов. Месмер постепенно осознает, что получает интересные результаты, используя магнетизм своих рук. Он лечит также использованием намагниченной воды, но этот способ связан, прежде всего, с его знаменитой бочкой. Это ёмкость примерно 1,8 м в диаметре, содержащая смесь песка, осколков битых бутылок, кусочков серы и железных опилок. Бочка заполнялась водой и накрывалась крышкой, сквозь которую проходили железные стержни, расположенные таким образом, чтобы пациент мог приложить конец стержня к той или иной части своего тела для получения целительного воздействия.

    Общество Гармонии

    Месмера вскоре заподозрили в шарлатанстве и даже в обращении к магии. Однако он оставался твёрдо уверенным в своей правоте всю свою жизнь и никогда не переставал объяснять, что магнетизм не имеет в себе ничего сверхъестественного и что это просто физический феномен. Однако устав от нападок, он покидает Вену и переезжает в Мюнхен, а затем в Париж. В Париже он публикует диссертацию об открытии животного магнетизма (1779 ), где пытается доказать верность своей теории, которой он открыл существование универсального флюида, циркулирующего в телах. Хотя Месмер в диссертации многократно показывает, что он не обращает внимания на позицию официальной науки, тем не менее, он направил свою работу в 47 научных сообществ по всему миру, включая Америку, Голландию, Россию и Испанию.

    Эта публикация втянула Месмера в многочисленные споры с Академией наук, ,Королевским медицинским Обществом и другими парижскими институтами. Эти разногласия снова заставляют его уехать. Он поселился в местечке Спа в Бельгии. Здесь пациенты Месмера приходят в восторг от результатов лечения магнетизмом, которое оказалось эффективным. Двое из них, Никола Бергасс, юрист из Лиона, и банкир из Эльзаса Корнманн помогают ему организовать клинику, где пациенты могли бы лечиться с помощью магнетизма и где могли бы проводиться также научные исследования. В 1783 Месмер основал «Общество Гармонии». Магнетизм получает научный успех. Луи-Клод де Сен-Мартен также некоторое время будет увлечён магнетизмом.

    Удивительно, что в то время, когда Месмер делал всё возможное, чтобы доказать, что магнетизм не имеет ничего общего с оккультизмом, он придаёт, тем не менее, «Обществу Гармонии» форму, напоминающую масонские ритуалы. Он называет общество Ложей и использует обозначения и символы, чтобы передавать это учение. Более того, при приёме в члены Общества используются ритуалы, схожие с посвящениями. На встречах Общества, где культивировалась склонность к секретности, используются церемонии, похожие на ритуалы. Фактически можно сказать, что «Общество Гармонии» было одним из квази-масонских обществ. Сам Месмер был франкмасоном, франкмасонами и мартинистами были и многие члены его Общества. В дальнейшем Месмер разрешает создание подобных обществ в нескольких городах. Маркиз де Пюисегюр основывает «Благотворительное Общество Гармонии Воссоединённых Друзей» в Страсбурге, доктор Дютрех образует «Конкордию», в Лионе, доктор Мосе также основывает общество в Бордо.

    Искусство и Египет

    Ослабление церковного влияния в XVIII веке позволило более свободно поднимать вопросы об иных формах духовности. Интерес к Египту, начавшийся несколькими годами раньше, усилился. Впервые эта тенденция обозначилась в искусстве в XVII веке. Композитор Жан-Батист Люлли, который был вдохновлён Египтом, представил оперу «Исида» (1677). В Париже была поставлена работа Жана-Франсуа Реньяра «Египетские мумии» (1696), где на сцене появились Клеопатра и Осирис. Необходимо также заметить сочинение аббата Террассона «Сет, или жизнь, взятая из истории Древнего Египта» (1731), в котором описаны посвящения, проходившие в Великой пирамиде и в храмах Мемфиса. Опыт очищения четырьмя элементами: землёй, водой, огнём и воздухом, которому подвергался герой, был заимствован франкмасонами для своих ритуалов. Несколькими годами позже композитор Жан-Филипп Рамо представил в Версале балет «Праздники Гименея, или боги Египта» в котором фигурировал Осирис (1747). Позднее Рамо развил эту тему в опере-балете «Рождение Осириса» (1751).

    Архитектура не остаётся в стороне от этого движения, и Джованни Батист Пиранези в своей работе «Различные формы каминов» (1769) предлагает многочисленные декоры, вдохновлённые египетским стилем. Королева Мария-Антуанетта высоко ценит египетскую эстетику и заказывает различные предметы для королевских дворцов, в частности, сфинксов в Версале, Фонтенбло и Сен-Клу. Моцарт сочиняет музыку для драмы барона фон Геблера «Тамос, царь Египта». В дальнейшем некоторые её элементы были снова использованы им в «Волшебной флейте» (1791), его масонской опере, в которой очевидно влияние Древнего Египта. Немецкий композитор Иоганн Готлиб Нойман представил в Дрездене в 1781 г. «Осириса», оперу в египетском стиле. Появляются другие произведения: «Путешествие Костиса» Карла фон Эккартхаузена (1752-1803), посвященческий роман, в котором герою открывается сокрытый смысл масонской символики в пирамидах.

    Обращение к первоначальным формам религии

    В это время появляется публикация, обозначившая этап в сравнительном изучении религий, – «Анализ первобытного мира и его сравнение с современным миром» Курта де Жеблена (1773). Этот автор обращается к поискам Первичной Традиции путём изучения происхождения языков. Находясь в поисках Утраченного Слова, он стремится найти исходный праязык человечества и через него восстановить его первобытную чистоту. Рассуждения де Жеблена приводят его к предположению, что Париж был центром египетского святилища. В соответствии с этим, название Париж было якобы производным от Бар Исис, т.е. барка Исиды. Он считал, что на месте собора Парижской Богоматери находилось святилище, посвященное Исиде. В одну из частей работы он включил первое эзотерическое рассмотрение карт Таро. Он считал, что Таро имеет египетские корни и что их создателем был египетский бог Тот,

    В 1783 Курт де Жеблен заболевает и лечится у Месмера. Его выздоровление наделало много шума, поскольку он рассказывает о своём излечении магнетизмом на собрании Парижского Музея (академический вариант знаменитой ложи «Девять сестёр», членом которой он был). В июле он опубликовал письмо о магнетизме, которое отправил королю Людовику XVI. Вскоре это письмо будет активно обсуждаться в парижском обществе и питать полемику вокруг Месмера, тем более, что де Жеблен умирает год спустя вследствие своей болезни. Его последователь Этела Альетт (1738-1791) продолжил его исследования Таро и Египта и основал загадочный посвященческий орден «Совершенных Посвящённых Египта».

    После кончины де Жеблена его дело было продолжено. Таким продолжением стала книга «Происхождение всех культов, или универсальная религия» (1795) Шарля-Франсуа Дюпюи. Это пространный трактат по мифологии, центральный раздел которого назывался «Трактат о мистериях». Автор старается доказать, что все вероучения, легенды и праздники имеют общее происхождение в универсальной религии, основанной на астрономических явлениях. Автор, франкмасон, прослеживает мистерии от их египетских истоков. Он находит их плохими, порочными и даже противоречащими истине. Соответственно рассуждениям Дюпюи, «истина не имеет тайн, они относятся только к заблуждениям и обману». Он упрекает христианство в сокрытии того, что значительная часть его учения была заимствована им из древних религий с утратой их изначального смысла. Книга Дюпюи была чрезвычайно популярна среди рационалистов, сделавших её своей Библией.

    Калиостро

    Египет и магнетизм соединятся некоторым образом при создании так называемого Египетского масонского ритуала, разработанного Александром Калиостро. Происхождение этого персонажа загадочно. Считается, что он получил розенкрейцерское посвящение на Мальте между 1766 и 1768 гг. Он основал первую ложу нового, египетского ритуала в Голландии в 1778 году. После этого он путешествует по всей Европе и в октябре 1784 года прибывает в Лион. В декабре того же года он открывает «Всепобеждающую Истину», материнскую ложу этого ритуала. Как Месмер, он организует лечение под названием «две сороковины», которое имеет характер посвящения:. Первая позволяет масону египетского ритуала стать «нравственно совершенным», вторая позволяет ему стать «физически совершенным». Как писал французский автор и эзотерик Робер Амаду, хотя ритуальная и личная практика и не была исторически связана с Египтом, тем не менее, она имела преемственность, идущую от Египта времени фараонов через коптское христианство. Здесь теургия, религиозная магия, поиски бессмертия соединяются с практиками и целями египетского знания.

    Развитие всевозможных ритуалов с практикой или без оной оккультизма, магнетизма, ритуала тамплиеров, розенкрейцеров и мартинистов побуждает франкмасонов задаться вопросом об их собственном происхождении. В период 1784-1787 масонское общество Филалетов организует проведение большого международного Конвента, где каждому предлагается высказать своё мнение об Ордене, способном привести своих адептов к Мудрости. Рассказывают, что в связи с этим в мае 1785 года Калиостро заявил: «Не ищите, господа, символического выражения Божественной идеи: она уже создана 60 веков назад магами Египта. Гермес-Тот назвал два слова: первым словом была Роза, потому что этот цветок имеет сферическую форму – наиболее совершенный символ целостности, а благоухание, исходящее от неё, является как бы откровением самой жизни. Эта Роза была помещена в центре Креста, в месте пересечения двух линий, которые в нашем представлении могут быть устремлены к бесконечности в трёх направлениях: в высоту, ширину и глубину. Золото этого символа означает в оккультной науке свет и чистоту; мудрый Гермес назвал этот символ «Роза-Крест», то есть Сфера Бесконечности».

    Миссия Калиостро будет непродолжительной. Преследуемый вследствие дела о «бриллиантовом колье королевы» он скрывается в Англии, но 27 декабря 1789 года его арестовывает инквизиция. Его обвинят в ереси и магии, и он умрёт в крепости Сан-Лео 26 августа 1795 года. Его публичная жизнь продолжалась менее 13 лет.

    Осуждение магнетизма

    К началу XVIII века двор потерял своё исключительное положение, ему на смену пришла деятельность салонов, в которых принимали артистов, художников, писателей, философов и учёных. Магнетизм быстро занимает в ней важное место, сеансы становятся занятием, может быть, даже развлечением, которое высшее общество очень ценит. Однако эта практика является настоящим вызовом Разуму, возвышенному до догмы Веком Просвещения. В 1784 году король Людовик XVI поручает комиссии, в которую входят А.-Л.Лавуазье, Бенджамин Франклин и четыре члена Академии медицины, вынести своё суждение по этому вопросу. Несмотря на то, что эта комиссия признала лечебные свойства магнетизма, она не советовала им заниматься, так как он ненаучен и вызывает слишком много вопросов. Она видит в его воздействии прежде всего эффект воображения. Памфлеты, направленные против магнетизма, становятся всё более многочисленными.

    Сомнамбулизм

    В конце XVIII века месмеризм переживает трудный период. Действительно, в 1785 году Никола Бергасс, главный сотрудник Франца Антона Месмера (он переводит тексты, так как Месмер не очень хорошо владеет французским языком) исключён из Общества Гармонии. Он примкнёт вскоре к спиритуалистам, которые, как Л.-К. де Сен-Мартен или Жан-Филипп Дютуа Мамбрен, начинают с недоверием относиться к магнетизму. Ф.-А. Месмер, вечный путешественник, уезжает на некоторое время в Тулузу и обосновывается в марте 1786 года в семье Дюбур, семье Избранных Коэнов, очень тесно связанной с Л.-К. де Сен-Мартеном. Общество Гармонии будет распущено несколько лет спустя, в 1789 году. Ф.-А.Месмер перейдёт на Вечный Восток в 1815 году. Однако уже несколько лет как магнетизм повернулся к оккультизму. Действительно, Арман Мари Жак де Шастене, маркиз де Пюисегюр, полковник артиллерии, сделал открытие, которое повернёт магнетизм в новом направлении: это будет сомнамбулизм.

    Когда человек магнетизируется в течение нескольких минут посредством пассов, он впадает в нечто вроде летаргии, то есть в «магнетический сон». В апреле 1784 года, когда маркиз де Пюисегюр магнетизировал по методике Месмера, он открыл, что личность человека меняется. В нём происходит удивительное расширение чувств, позволяющее ему видеть и слышать вещи, недоступные человеческому сознанию. Более того, человек становится медиумом, способным к удивительному ясновидению, и он становится способным отвечать на вопросы, касающиеся мира невидимого. Это начало «магнетического искусственного сомнамбулизма», открытия, которое позже приведёт к фундаментальному открытию бессознательного.

    Неизбежно все те, кто был увлечён науками о невидимом, и в первую очередь Избранные Коэны, занялись этой практикой. Почти повсюду записывают предсказания сомнамбул. Ж.-Б. Виллермоз не избежал общего увлечения, и, возможно, эта практика повлияет на падение ордена Избранных Коэнов. Действительно, с сомнамбулизмом больше нет необходимости в сложных ритуалах, чтобы общаться с невидимым: достаточно погрузить пациента в магнетический сон и задавать ему вопросы. Практика покажет, к сожалению, что всё не так просто, и Ж.-Б. Виллермоз, который в 1785 году создал в этом движении «Общество посвящённых», будет руководить им с апреля 1785 до октября 1788 года. Он примкнёт затем к мартинистам, которые, как Рудольф Сальцманн, думают, что открывать покрывало иного мира, не проведя работу санктификации, опасно.

    В XVIII веке церковь не занимается осуждением магнетизма. Она будет более строгой в отношении франкмасонства, потому что увлечение эзотеризмом привело многих христиан к дверям лож. Франкмасонство осуждается в папской булле (In eminenti) 1738 года, что повторяет затем Бенедикт XV (Providas) в 1751 году. Это запрещение остаётся, однако, без последствий, и ложи распространяются почти по всей Франции. Они встречаются даже в аббатствах. Ж.-А.Ферре Бонимелли составил список из двух тысяч священников, посещавших ложи. В это время насчитывается около 650 масонских мастерских по всей стране. С революцией почти все они войдут в период сна.

    Пирамида Тюильри

    В 1789 Франция сотрясается, и рушится Старый Режим, режим монархии. Надо сказать, что революционеры не были безразличны к Египту. Они проецируют на него их идеал чистоты, справедливости и мудрости. Так 26 августа 1792 года в саду Тюильри была возведена гигантская пирамида в память о погибших 10 августа (наиболее драматичный день французской революции, когда толпа захватила штурмом дворец Тюильри). В августе следующего года был установлен праздник «Возрождённой Природы», чтобы отметить падение Старого Режима. На обломках Бастилии сооружают фонтан Обновления в форме статуи Исиды, которая представляет Природу. В то же самое время Жан-Батист Лемуан ставит первую оперу, действие которой полностью происходит на земле фараонов. Декорации, созданные Пьером-Адрианом Пари, представляют пирамиды, усыпальницы и аллею сфинксов, ведущую к храму Осириса.

    Наполеон и Египет

    Несколькими годами позднее пристрастие к Египту приобретает ещё больший масштаб из-за Наполеона Бонапарта. Оно повлечёт создание новых посвященческих орденов, заявлявших о своём происхождении от земли фараонов. В мае 1798 Наполеон приплывает в Египет с 54 тысячами солдат и несколькими десятками ученых, математиков, астрономов, инженеров и чертёжников и художников. Наполеон высадился в Александрии в начале июля 1798 года. Через несколько дней он победил мамелюков в «Битве у пирамид». На следующий год император учреждает комиссию для изучения Египта, которая издаст известный труд «Описание Египта». Работы этой комиссии отражены в 9 томах текстов и 11 томах гравюр, которые были опубликованы с 1809 до 1829 года. Этот монументальный труд покажет миру великолепие этой страны и положит начало «египтомании»

    Еще один очень важный текст издаётся отдельно, прежде чем войти в «Описание Египта». Речь идёт о тексте папируса «Книга Мертвых». Этот текст опубликован М.Каде под названием «Копия папируса найденного в Фивах в усыпальнице царей». Земля пирамид снова вдохновила людей искусства, и в марте 1808 года император Наполеон присутствует на премьере балета Ж.-П.Омера «Любовь Антония и Клеопатры» на музыку Рудольфа крейцера. Исида продолжает будоражить парижан, и в 1809 году комиссия изучает достоверность гипотезы Курта де Жеблена относительно происхождения названия Парижа (Бар Исис). Комиссия заключает, что эта гипотеза обоснованна, ссылаясь на существовавший здесь в древности культ Исиды. В январе 1811 происхождение названия Парижа от имени Исиды было официально признано, и египетская богиня появляется на гербе Парижа.

    Публикации комиссии Наполеона о Египте стимулировали догадки о тайном знании, которым владели жрецы страны Нила. Александр Ленуар публикует «Возвращение франкмасонства к его настоящим истокам» (1807), книгу, в которой автор пытается проследить связи франкмасонства с египетской религией, которую он описывает как религию искреннюю и первичную. Со своей стороны А.-П. де Висм публикует «Новые исследования о происхождении и предназначении египетских пирамид» (1812), книгу, в которой он старается доказать, что пирамиды демонстрируют основные принципы абстрактных и оккультных знаний. Переиздаётся «Сет», который на этот раз получил большее признание, чем в первом издании.

    Друзья пустыни

    Именно в такой атмосфере идеализации Египта появляются посвященческие группы, искавшие истоки в египетской традиции. Первая из них остаётся загадочной: это «Орден Приверженцев Мудрости», о существовании которого мы знаем только по заметкам Рагона. Но нас больше интересует группа, созданная в Тулузе благодаря усилиям Александра Дю Межа (1780-1862), археолога, основавшего «Южное археологическое общество» (мы вернёмся к этому обществу, когда обратимся к розенкрейцерскому движению конца XIX века в Тулузе). Этот франкмасон, достигший градуса Розы и Креста, создал в 1806 году общество «Друзья Пустыни». .Он основывает в Тулузе материнскую ложу «Царская Пирамида». В соответствии с архитектурным проектом эта ложа должна была иметь форму пирамиды, портал которой охраняли два сфинкса. Ложа должна была иметь алтарь, посвящённый «Богу Человечество-Истина», воздвигнутый перед изображением Исиды и Осириса. Стены также должны были быть украшены иероглифами, скопированными с изображений на древних египетских монументах. Костюмы членов ордена также должны были быть в египетском стиле. Нам точно неизвестно, был ли этот план выполнен. Скорее всего, этот орден имел эфемерное существование. Помимо Тулузы, «пирамиды» этой ложи находились в Монтобане и Оше Тем не менее, вполне возможно, что какая-то деятельность этой организации велась в течение нескольких последующих лет. Весьма вероятно, что несколько позже, в 1822 году, два других жителя Тулузы, полковник Луи-Эммануэль Дюпюи и Жан-Раймон Гард, хранитель архива департамента Верхней Гаронны, приняли участие в продолжении этого египетского плана через создание ложи масонского ритуала Мишраим.

    Масонский ритуал Мемфиса

    Около 1814 года Марк и Мишель Бедаридес, офицеры наполеоновской армии, стоявшей в Италии, привезли в Париж масонский ритуал «Мишраим» (в переводе с иврита означает «Египтяне»)_. Однако, несмотря на такое название, в церемониях этого ордена было очень мало ссылок на Египет. Этот ритуал возник в среде французских военных и чиновников, находящихся в Италии вследствие наполеоновских военных кампаний. В этот период французы и британцы продолжают борьбу за Египет. Во французской наполеоновской армии было довольно много франкмасонов, поэтому понятно, почему они хотели найти другую основу для масонства, чем известная английская масонская «конституция Андерсона». Чудеса, которые они нашли в Египте, не были чужды решению этого вопроса, так как оно приходилось на период, когда существовала тенденция отождествлять эзотеризм и Египет. Как было показано ранее, такая точка зрения впервые появилась в эпоху Ренессанса, согласно которой Египет Гермеса Трисмегиста был источником Первичной Традиции.

    В 1838 году, через несколько лет после появления ритуала Мишраим, Жаном-Этьеном Маркони де Нэгром был основан ритуал Мемфиса. В отличие от предшествующего, этот орден пытался включить элементы, взятые из египетских мистерий, описанные Диодором Сицилийским и аббатом Террассоном в «Сете». Маркони де Нэгр находился также под влиянием книги «Мистерии Исиды и Осириса: Египетские посвящения»,(1820). Автором этой работы был Т.П. Буланж, адвокат Верховного суда и профессор юридического факультета Парижа, указавшего на ошибки Дюпюи и утверждавшего значимость египетских мистерий, которые были направлены на формирование ученика через практику добродетелей и познание высоких наук.

    Розеттский камень

    До момента открытия розеттского камня рассуждения касательно Египта приводили к возникновению бесчисленных теорий. Однако реальное содержание египетских текстов оставалось неизвестным. Гипотезы Атанасиса Кирхера, учёного XVII века, увлечённого археологией, лингвистикой, алхимией и магнетизмом, считались непререкаемыми. Ситуация кардинально изменилась в 1822 году. Благодаря розеттскому камню (названному так по месту Розетта, близ которого он был найден), на котором был вырезан один и тот же текст на трех языках (иероглифами, на так называемом демотическом, или народном египетсом языке, и на греческом), Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) открыл ключ, который позволил понять значение иероглифов. Все гипотезы Кирхера рассыпись в прах, и родилась наука – египтология, Франция почувствовала себя «старшей сестрой Египта». В Лувре в 1827 году открывается Египетский отдел. Шампольон был его первым куратором.

    Иисус – ессей

    Догматизм церкви разочаровывает тех, кто находится в поиске настоящего, первоначального христианства. В их числе был аббат Шатель (1795-1837), деятель Французской Католической Ццеркви. Эта церковь была связана с орденом неотамплиеров, возглавляемым Фабр-Палабра. Такой французский философ как Пьер Леру считал, что учение ессеев и было первоначальным христианством. Его книга «О Человечестве, о его принципах и его будущем» (1840) представляет Иисуса как ессея, находившегося в контакте с традицией Востока. Даниэль Рами следует той же линии в книге «Смерть Иисуса, историческое откровение..по рукописи Брата священного ордена ессеев, современного Иисусу» (1863). Так, традиция ессеев, к которой прикоснулся орден Золотой Розы и Креста Древней Системы ещё в 1777 году, будет занимать тех, кто находился в поиске Первичной Традиции. Он сочетается с «египтософией», страстью к мудрости народа, основы которого были заново открыты.

    Можно сказать, что та эпоха характеризовалась новым отношением к высшим мирам. Магия эпохи Возрождения стремится двигаться путём использования новых практик, свободных от религиозного смысла. На примере магнетизма в этом можно увидеть стремление создать науку о сокрытых мирах.

    Этот экскурс по магнетизму может показаться странным для истории розенкрейцерства. Тем не менее, в сущности это помогает нам лучше понять, как развивалось эзотерическое наследие и его практики. Действительно, феномен магнетизма дал толчок для многочисленных движений, которые были связаны с изучением психической стороны человека, его неиспользованных возможностей и методов их развития во имя более гармоничной жизни. В 1836 году случилось событие, которое имело важные последствия: француз Шарль Пуайан, учившийся у маркиза де Пюисегюра, представил месмеризм в Америке. Вскоре у нас будет повод рассказать об этом.


    Rambler's Top100   Rambler's Top100   ЯНДЕКС   Aport     Яндекс цитирования   Рассылка
    Фотогалерея :
    . Увеличить в новом окне
    Калифорния. Сан Хосе. Розенкрейцерский Парк. Портал.
    Вопросы-ответы :
    = Вопрос :
    Является ли А.М.О.Р.К. сектой?

    = Oтвет :
    А.М.О.Р.К. не имеет ничего общего с сектой:

    Во-первых, в сектах своих адептов побуждают рвать связи с их семейным и общественным окружением, что вызывает известные всем драмы. В АМОРК, напротив, розенкрейцеров призывают полностью участвовать в жизни общества и выполнять как можно лучше свои гражданские обязанности. Кроме того, мы считаем, что семья - это драгоценность, единство и гармонию которой следует сохранять любой ценой.

    Во-вторых, любая секта находится под руководством некоего "гуру", который сам провозглашает себя пожизненным "Верховным Главой". Великие Магистры АМОРК избираются на эту должность сроком на пять лет. По окончании этого периода этот мандат может быть продлён, если будет сочтено, что они хорошо справились со своими обязанностями. В противном случае они заменяются более компетентными членами.

    В-третьих, от адептов секты всегда требуют передачи ей значительной части их имущества, чаще всего для того, чтобы оплачивать ненормальный образ жизни гуру. Розенкрейцеры же платят только весьма скромные членские взносы, что позволяет им получать учение в печатном виде.

    Наконец, известно, что сектам свойственно навязывать членам свою доктрину и не позволять им покидать её ряды. В противоположность этому, АМОРК считает свободу совести основой своей философии и культивирует личную работу ума. Нужно ли говорить, что всякий розенкрейцер в любой момент может прекратить своё членство без каких-либо объяснений.

    Как видите, А.М.О.Р.К. не имеет ничего общего с сектой. Он, к тому же, никогда не упоминался ни в одном из официальных отчётов, посвящённых деятельности сект.