Орден Розы и Креста АМОРК
 
Галерея символов:
Увеличить в новом окне
Новости :
114   28-07-2019
28 июля помещен материал о поездке группы розенкрейцеров в город Торжок

113   19-05-2019
Юрисдикцию русского языка посетили Император АМОРК Кристиан Бернар и Великий Магистр итальянской юрисдикции Клаудио Мазукко. Высокие гости приняли участие во встрече Пронаоса «Просветление» (Москва), на которую также приехали розенкрейцеры из других городов России.

112   14-04-2019
В Москве состоялась Региональная Конвенция АМОРК, в которой приняли участие более 40 членов Ордена из разных городов России. На Конвенции были прочитаны доклады на темы учения розенкрейцеров, а также философские и общекультурные темы. Были также показаны фильмы по истории розенкрейцерства.

111   09-12-2018
Размещена информация о будущей Всемирной Конвенции АМОРК, которая состоится в Италии, в Риме с 14 по 18 августа 2019 года. Раздел "Об Ордене" - "Конвенции АМОРК".

110   28-12-2017
В разделе Библиотека - Ларец размещен текст "Физические Законы Здоровья Тела"

Все новости
Афоризмы :
Осторожность в словах выше красноречия.
= Ф.Бэкон =

Защита прав :
© Copyright,
1997 - 2019
А.М.О.Р.К.
Русскоязычная
юрисдикция
Москва, Россия
WWW.AMORC.ORG.RU


ИСТОРИЯ   >>>  История (К.Ребисс)



ИСТОРИЯ РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВА ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Кристиан Ребисс


Содержание

  • I Египет и Первичная Традиция. Метаморфозы Гермеса
  • II Египет и Первичная Традиция. Philosophia Perennis
  • III Тройной огонь
  • IV Эхо Розы и Креста
  • V Confessio Fraternitatis
  • VI Изумрудная земля
  • VII Химическая свадьба
  • VIII Цветущая роза
  • IX Философы и розенкрейцерство (1 часть)
  • X Философы и розенкрейцерство (2 часть)
  • XI Розенкрейцерство и франкмасонство
  • XII Магнетизм и египтософия
  • XIII В поисках Психеи
  • XIV Чётки Магов
  • XV Представление. Часть 2
  • XVI Первые американские розенкрейцеры
  • XVII Гарвей Спенсер Льюис
  • XVIII Путешествие на Восток
  • XIX Античный Мистический Орден Розы и Креста
  • XX Международный аспект
  • XХI Современность


  • Часть XI. Розенкрейцерство и франкмасонство

    Как следствие Тридцатилетней войны, голос розенкрейцерства звучит тише. Его последователи в Германии скрываются внутри алхимического движения, которое получает в ту пору значительное развитие. В Англии розенкрейцеры растворяются в зарождающемся франкмасонстве. Они выходят на свет в середине XVIII века, заявляя о своём происхождении, более раннем в сравнении с масонством и христианством, и о преемственности, восходящей к египтянам.

    Розенкрейцерство и франкмасоны

    Франкмасонство появляется в Англии в XVIII веке на почве, возделанной розенкрейцерством. Некоторые авторы как, например, Дж.Г.Бахль в 1804 г. или Томас Квинси в 1824 г. называют франкмасонство эманацией розенкрейцерства. Ещё в 1638 г. о связях, существующих между двумя движениями, упоминается в "Музах", поэме Адамсона, изданной в Эдинбурге. В её тексте говорится: "Мы - Братья Розы и Креста; нам принадлежит слово Масон и мы обладаем двойным зрением". Несколько лет спустя, 10 октября 1676 года "Poor Robin's Intelligence" публикует заметку, в которой говорится, что "Древнее Братство Розы и Креста, адепты Герметизма и Компании Принятых Каменщиков устраивают совместный ужин". Об этой связи говорится также в "Daily Journal" от 5 сентября 1730 г.: "За границей существует Общество, у которого английские франкмасоны (:) скопировали некоторые церемонии и стараются убедить мир в том, что они из него вышли и ему идентичны. Их называют розенкрейцерами".

    Брат И.О.

    С удивлением можно узнать, что два самых первых упоминания о масонских ритуалах касаются людей, находившихся в прямой или косвенной связи с розенкрейцерством. Первое относится к сэру Роберту Морэю. В нём сообщается, что 29 мая 1641 г. он был посвящён в масоны в ложе Часовня Марии в Эдинбурге. Интересно отметить, что Роберт Морэй, один из членов-основателей Королевского Общества, страстно увлечённый алхимией, являлся покровителем Томаса Вогана (1622-1666). А последний под псевдонимом Евгения Филалета являлся автором Fama and Confessio (1652), английского перевода Fama Fraternitatis и Confessio Fraternitatis.

    Второе упоминание касается Элиаса Эшмола (1617-1692), который был принят в масонскую ложу 16 октября 1646 г. в Уоррингтоне. Шесть лет спустя он издаёт Theatrum Chemicum Britannicum (1652), в котором собрано большое количество алхимических трактатов. В первых строках этой книги Элиас Эшмол ссылается на Fama Fraternitatis. Он напоминает, что в первом Манифесте розенкрейцеров говорится о прибытии в Англию одного из четырёх соратников Христиана Розенкрейца, "Брата И.О.". Другие детали также показывают, что Элиас Эшмол испытывает особый интерес к розенкрейцерству. Действительно, в его архивах находится рукописная копия розенкрейцерских Манифестов, а также текст письма с просьбой о принятии его в розенкрейцеры. Немного позже Никола де Бонвиль заявит, что франкмасонство заимствовало все аллегории, символы и пароли у розенкрейцеров (Масонство шведского обряда в сравнении с тремя профессиями и Тайной Тамплиеров XIV века, 1788). Конечно, было бы преувеличением говорить на этом основании, что франкмасонство происходит из розенкрейцерства. Однако нужно констатировать, что первые франкмасоны вписываются в английское розенкрейцерство XVIII века.

    Конституция Андерсона

    Франкмасонская деятельность началась в XVIII веке, и принято считать, что акт об основании этого общества относится к 1717 году. Именно в это время была основана Великая Ложа Лондона. Но более конкретно основание франкмасонства знаменуется публикацией Конституции Андерсона (1723) герцогом Вартоном, который на тот момент был Великим Магистром этой ложи. Авторами этого текста, представленного как результат переработки и правки масонских "старых архивов", были Джеймс Андерсон, Жан-Теофил Дезаглье и Джордж Пэйн. Архивы, о которых идёт речь (Old Charges или Старые обязанности) принадлежали старинным братствам каменотёсов - гильдиям, чьи самые древние тексты относятся к XIV веку (напр.: Regius, 1390 Cooke, 1410). Но здесь скорее можно говорить не о прямом наследовании старым гильдиям профессиональных (оперативных) каменщиков, а об умозрительном (спекулятивном) франкмасонстве, представляющем сообщество свободомыслящих людей. Оно возводит свою традицию к Адаму и претендует на наследование Свободных Искусств - знаний, записанных когда-то на двух колоннах, уцелевших после Потопа.

    В конституции Андерсона, помимо легенды об истории франкмасонства, приводится устав Ордена, а также тексты песнопений, предназначенных для исполнения на собраниях в ложах. В целом можно сказать, что проект Конституции имеет скорее общественный, чем духовный характер. В эпоху разделений, порождённых Реформацией и Контрреформацией, она удовлетворяется тем, что призывает своих членов исповедовать "религию, с которой согласятся все люди, и которая состоит в том, чтобы быть добрыми, справедливыми, достойными и честными людьми, какими бы ни были названия или убеждения, которыми они отличаются друг от друга" (1).

    Хирам и Розенкрейц

    В XVIII веке франкмасонство не имеет той организации, какая известна за ним сегодня. Оно приобретает свою базовую структуру, состоящую из трёх степеней - Ученика, Подмастерья и Мастера (Голубое масонство, или Craft Degrees у англосаксов) - только несколько лет спустя. Вначале было только две степени: Ученика и Подмастерья. Третья степень - Мастера - появляется около 1730 г. Официальное упоминание об этой степени встречается только во втором издании Конституции Андерсона 1738 г., а характерный для франкмасонства символизм мифа о Хираме был действительно принят в Англии в 1760 году (2). В некоторых аспектах, например, в символике, связанной с открытием усыпальницы Учителя, Хирам принимает черты Христиана Розенкрейца. Следует ли видеть в Хираме, как об этом пишет Антуан Февр, сына Христиана Розенкрейца? "Также будучи мифическим основателем, первый, вероятно, является Христианом, сведённым к относительной абстракции в галерее великих иерархических фигур Традиции" (3).

    В своём начале франкмасонство не представляется действительно посвященческим обществом. Его церемонии называются, впрочем, "ритуалами принятия". Термин "посвящение" появляется в его текстах только около 1728-1730 гг, и он станет официальным только во Франции после 1826 года (4). Даже если ритуалы масонства придают таинственный вид его собраниям, ложи являются в целом местами, где занимаются филантропией и культивируют искусства. Только с течением времени масонство разовьёт посвященческую и эзотерическую составляющие (5).

    Египетские тайны

    В отличие от эпохи Ренессанса, в XVII веке тема Египта практически исчезает из обихода. Но, несмотря на это, остаётся несколько исключений, как, например, ученик Парацельса Герхард Дорн. Критически рассматривая эзотеризм своего времени, он указывал, что Первичное откровение, доверенное Адаму и доведённое до совершенства египтянами, было искажено теми, кто передал его нам, то есть греками. Иезуит Афанасий Кирхер (1610-1680), учёный, страстно увлекавшийся археологией, лингвистикой, алхимией и магнетизмом, являет собой другое исключение. На протяжении многих лет он старался открыть секрет египетских иероглифов. В своей книге Эдип Египетский (1652) он пишет, что эти таинственные знаки скрывают то, что осталось от знания, которое Бог открыл людям до Потопа. Он считает Египет колыбелью всех знаний. До того, как Шампольон откроет смысл иероглифов (1822), работы Кирхера о Египте будут считаться основополагающими. Одна работа свидетельствует о возрождении интереса к египетскому эзотеризму: Сет, история или жизнь, запечатлённая на памятниках и в описаниях древнего Египта (1731) аббата Террассона (1670-1751). В этом романе автор повествует о египетской древности, религии, организации, интересе к наукам, к числу которых следует отнести искусство трансмутации, секреты которого были ведомы Гермесу Трисмегисту. Книга делает нас свидетелями посвящения египетского принца в тайных храмах Мемфиса (7). Как указывает Буше де Ларишардьер, "он достигает такой степени достоверности в представлении мистерий Исиды, которые считались до сих пор непостижимыми, что можно подумать, что они были ему открыты одним из посвящённых или египетских жрецов". Эта книга вернёт моду на Египет, как об этом свидетельствует опера-балет Жана-Филиппа Рамо (8) Рождение Осириса (1751). Вскоре Вольфганг Амадей Моцарт создаст Волшебную флейту (1789) - оперу, в которой переплетаются масонское посвящение и египетская традиция.

    Религия ноахитов

    Книга аббата Террассона возбуждает воображение многих франкмасонов и способствует созданию новых степеней, которые вскоре появятся. И действительно, несколько лет спустя иерархия масонских степеней становится богаче. 26 сентября 1736 года шевалье Андре-Мишель Рамсей (1686-1747), ученик Фенелона и мадам Гийон произносит в парижской ложе Серебряный Луи речь, вследствие которой появляются "высокие степени" (Шотландский обряд или Side Degrees), то есть степени более высокие, чем степень Мастера (9). В своей речи Рамсей представляет масонство как возрождение "религии Ноя", религии первичной, всеобщей и недогматической. Он добавляет, что этот Священный Орден появился в Великобритании вследствие крестовых походов и распространился затем по всей Европе. Вскоре легенды относительно тамплиеров, рыцарства и Ветхого Завета привлекут внимание основателей высоких степеней (10). В эти преобразования будут также включены Египет и такие оккультные науки как алхимия, астрология, каббала и магия. Между 1740 и 1773 годом высокие степени будут множиться с некоторой архаичностью. И именно среди них Роза и Крест появятся как форма высокой степени. Она быстро получит престижную ауру и будет считаться завершающей ступенью nec plus ultra (непревзойдённой - лат.) франкмасонства (11).

    Однако некоторые системы высоких степеней составят независимые Ордена. Так, во Франции появился Орден Рыцарей каменщиков Избранных Коэнов Мартинеса де Паскалли (1710?-1774), или в то же время в Германии Строгое соблюдение Тамплиеров барона Карла фон Гунда (1722-1776). И в это время розенкрейцерство вновь обретает свободу и образует автономный Орден.

    Золотое Розенкрейцерство и Красная Роза

    Новое появление розенкрейцерства происходило под сенью алхимии. С 1700 по 1750 год герметическое искусство получает широкое распространение. Многочисленные алхимические кружки образуются в Саксонии, Силезии, Пруссии, в Австрии и Баварии. Известно, что в Вене в то время насчитывалось несколько тысяч алхимиков (12). Многие из них называли себя розенкрейцерами, как, например, члены Алхимического Общества в Нюрнберге. Согласно свидетельствам некоторых авторов, Г.В.Лейбниц (1646-1716) был секретарём этого Общества.

    В 1710 году, за семь лет до появления Конституции Андерсона, Sincerus Renatus (СамюэльРихтер), лютеранский пастор, склонный к пиетизму, которые заявлял о себе как об ученике Парацельса и Якоба Бёме, издаёт Настоящее и совершенное приготовление Философского Камня Братства Ордена Золотого Креста и Розы и Креста, называемого также Золотыми Розой и Крестом. Это алхимический трактат, включающий лабораторные практики и дополнение, в котором приводятся пятьдесят два правила Ордена Золотых Розы и Креста. В этом уставе указывается, что Орден не должен насчитывать более шестидесяти трёх Братьев и что он должен находиться под руководством пожизненно избранного Императора. В предисловии Sincerus Renatus подчёркивает, что этот текст составлен не им самим, а "Профессором Искусства", имя которого он не может назвать. Он сообщает, что у Ордена имеется два центра - один в Нюрнберге, другой в Анконе, а также что его члены несколько лет назад покинули Европу и уехали в Индию, где они могли жить более спокойно.

    Этот трактат был вдохновлён книгой Юлиуса Спербера Эхо Братства досточтимого Ордена Р.К. (1615) и Золотым руном (1618) Михаэля Майера. В нём повторяются некоторые положения устава Ордена Неразлучных -алхимического Ордена, основанного в 1577 году. На самом деле Ордена, который описал Sincerus Renatus, как представляется, не существовало. Отметим к этому, что он использует название Золотые Роза и Крест, которое Петрус Мормий уже использовал в 1630 году в книге Тайные арканы всей природы, открытые розенкрейцерской коллегией. Последний является автором легенды о Фредерике Розе, который якобы жил в Дофине и в 1622 году основал тайное общество, состоявшее из трёх человек Золотые Роза и Крест. В любом случае сочетание "Золотые Роза и Крест" не исчезнет, и некоторые из положений его устава встречаются в правилах масоно-розенкрейцерской степени Князя Рыцаря Розы и Креста.

    Золотое руно

    В последующие годы появится ещё один розенкрейцерский Орден. В 1749 году Герман Фиктульд издаёт книгу Aureum Vellus, в которой говорит об Обществе Золотых Розы и Креста как наследнике Ордена Золотого Руна, основанного Филиппом Лебоном в 1492 году. Около 1757 года он создаёт масонский ритуал с алхимическим и пиетистским уклоном, состоящий из ряда розенкрейцерских степеней: Societas Roseae et Aureae Crucis или Братство Золотых Розы и Креста. Это общество множится в таких городах как Франкфурт-на-Майне, Марбург, Кассель, Вена и Прага. Оно, как кажется, угасает к 1764 году, но в действительности оно преобразуется, благодаря усилиям Шлейсса фона Ловенфельда и Иосифа Вильгельма Шрёдера. В конце концов в нём создаётся новый масоно-розенкрейцерский ритуал, который появляется между 1770 и 1777 годами в Баварии, Австрии, Богемии и Венгрии. Вначале этот ритуал принят масонской ложей Полумесяц и три ключа в Ратисбонне. В 1771 его принимает также венская ложа Надежда, из которой впоследствии образуется ложа Три меча. В этой ложе появится масоно-розенкрейцерский ритуал, отмеченный печатью алхимии и теургии.

    Золотые Роза и Крест старой системы

    Начиная с 1776 года, члены ложи Три меча Иоханн Рудольф фон Бишоффсвердер (17145-1803), прусский офицер, затем военный министр после смерти Фридриха Великого, и пастор Жан Кристоф Воллнер (1732-1800) основывают новый масоно-розенкрейцерский Орден: Орден Золотых Розы и Креста Старой Системы. Центром его деятельности становится берлинская ложа Три глобуса. Этот Орден принимает иерархию, включающую девять степеней: Juniores, Theoretici, Practici, Philosophi, Minores, Majores, Adepti Exempti, Magistri и Magi, символическое значение которых представлено в текстах Реформы, принятых на Конвенции Ордена а Праге в 1777 году.

    Как указывает Рене Лефорестье, учение для Juniores состоит из ста десяти страниц книги Георга фон Веллинга Opus mago-cabbalisticum et theosophicum (1719). Алхимические операции, которым учат достигшим степени Magistri, заимствованы из двух книг Генриха Кунрата: Confessio de Chao Physico-chemicorum catholico (1596) и Amphiteatrum sapienciae aeternae (1609). Ритуалы и учение этого Ордена имеют очевидную ориентацию на алхимию (13).

    В этом движении, где смешиваются алхимия, розенкрейцерство и франкмасонство, появляется знаменитая книга Тайные фигуры розенкрейцеров XVI и XVII веков (Альтона, 1785 и 1788) (14). Эта книга, составленная по преимуществу из чудесно иллюстрированных алхимических трактатов, часто представляется как самая важная после трёх Манифестов книга розенкрейцерства.

    Ессеи и тамплиеры

    Масонский Орден Золотые Роза и Крест старой системы (здесь мы подчёркиваем "масонский", чтобы отличить это движение от недавно созданных групп, которые употребляют это название, не имея связи с розенкрейцерами XVIII века) обладает качеством, отличающим его от розенкрейцерства XVII века: он претендует на происхождение от Ормуса, или Ормиссуса, египетскиго жреца, получившего крещение от святого Марка. Ормус, как утверждается, христианизировал египетские Мистерии, основал Орден Ормуса и сделал его символом золотой крест, покрытый красной эмалью. В 151 году ессеи якобы присоединились к нему, и Орден принял имя Хранителей Тайны Моисея, Соломона и Гермеса.

    После IV века Орден никогда не имел более семи членов. В XII веке он принял в свои ряды тамплиеров, и когда христиане утратили Палестину в 1118 году, члены Ордена рассеялись по всему свету. Трое из них прибыли в Европу и основали Орден Строителей Востока. Раймон Луллий был принят в этот Орден, в который он сам вскоре посвятил Эдуарда I. Впоследствии только члены домов Йорков и Ланкастеров находились во главе этого Ордена; по этой причине к золотому кресту, символу Ордена, была добавлена роза, представленная на гербах обеих фамилий.

    Посвящённые Братья Азии

    Так появился масонский Орден Золотых Розы и Креста. Как бы то ни было относительно мифа о его преемственности, этот Орден, зародившийся в Германии в XVIII веке, развивался преимущественно в русле Строгого Тамплиерского Соблюдения, который был тогда самым значительным масонским ритуалом в Германии. Следует подчеркнуть, что если до сих пор розенкрейцерское движение существовало в форме небольших групп, ритуалы которых не были обнаружены до сего дня, то масонский Орден Золотых Розы и Креста Старой Системы оставил многочисленные документы, свидетельствующие о его деятельности. Он получил широкое распространение в Центральной Европе, и многие видные люди были его членами как, например, принц Фридрих Вильгельм или Николай Новиков в России. Орден был введён в период молчания его основателями в 1787 году после того, как дал жизнь Посвящённым Братьям Азии (1779), Великим Магистром которых был Карл фон Гессе-Кассель. Без сомнения, в этом окружении находился и загадочный граф Сен-Жермен. С 1778 года он обосновывается у Карла фон Гессе-Касселя, который становится его учеником и покровителем (15).

    Степень Розы и Креста

    Практически одновременно с тем, как основывается Орден Золотых Розы и Креста Старой Системы, во франкмасонстве появляется высокая степень Розенкрейцера. Её существование впервые отмечается в 1757 году под названием Рыцаря Розенкрейцера в ложе Дети Мудрости и Согласия. Как мы видели выше, эта степень очень быстро начинает считаться высшей степенью в масонстве. Она представляет седьмую и последнюю степень Французского Обряда 1786 года и семнадцатую степень Старого Шотландского Принятого Обряда. Между тем, она имеет свою особенность, которая вызовет многочисленные споры. Действительно, в то время как все масонские степени подчёркивают значение универсальной мудрости, эта степень является по своему содержанию специфически христианской. По этой причине некоторые франкмасоны попытаются освободить её от христианского звучания, предлагая философское толкование её символики (16). В своей Пылающей Звезде барон Тшуди видит в ней "возведённый в степень католицизм". В самом деле, её символика не отсылает к темам, присущим розенкрейцерству XVII века. В ней не упоминается Христиан Розенкрейц, но выводятся на передний план Страсти на Голгофе, затем Воскресение Христа и проводятся агапы, на которых во время церемонии, сходной с Тайной вечерей, делятся хлеб и вино. Во время посвящения в эту степень посвящаемый видит блуждания, которые последовали за разрушением Иерусалимского Храма. Он ищет утраченное Слово, и его путешествие позволяет ему открыть три добродетели: Веру, Надежду и Любовь (как милосердие). Наконец, ему открывается тайный смысл аббревиатуры I.N.R.I.

    Cамые старые ритуалы степени Розы и Креста датируются 1760 (Страсбург) и 1761 годом (Лион), то есть всего на несколько лет позднее ритуалов Societas Roseae et Aureae Crucis во Франкфурте. Из переписки между масонами Меца и Лиона, относящейся к июню 1761 года, известно, что лионские масоны использовали у себя степень, о которой не знали их собратья в Меце: Рыцарь Орла, Пеликана, Рыцарь Святого Андрея или Каменщик Хередома - другие названия масонской степени Розы и Креста. В речи, сопровождающей другой вариант этой степени, говорится об истоках Ордена, и в этой связи как предки розенкрейцеров упоминаются сабеи, брахманы, маги, иерофанты и друиды. Розенкрейцеры представлены в ней наследниками цепи Посвящённых, звеньями которой являются египтяне, Заратуштра, Гермес Трисмегист, Моисей, Соломон, Пифагор, Платон и ессеи. Эта последовательность напоминает другую, приведённую Михаэлем Майером в Silentium Post Clamores (1617), и возвращает идею Первичной Традиции, столь дорогую для Герметизма Ренессанса. Эта мысль встречается также в тексте Уложение Рыцарей Каменщиков или четыре высших Ордена по уставу G : .O : . (1801).

    Духовное Рыцарство

    Элементы, которые встречаются в масонских и розенкрейцерских степенях, без сомнения, имеют своим источником рукопись, найденную в 1760 году в Страсбурге. В этом тексте, озаглавленном О масонстве среди христиан, несколько необычно говорится о происхождении франкмасонства. В нём масоны называются потомками Каноников Гроба Господня, которые, в свою очередь, являлись розенкрейцерами, хранителями тайн ессеев. Эти каноники передали затем своё тайное учение тамплиерам. С этими масоно-розенкрейцерскими степенями устанавливаются ссылки на Египет, ессеев и тамплиеров как на источники посвящения. Через них выражается стремление связать розенкрейцерство с мудрецами древних религий и ранним христианством, часто идеализируемым в лице ессеев и тамплиеров (18). Они снова ставят проблему истоков Традиции и связей между различными посвященческими движениями.

    Конечно, то, как описываются эти истоки, не должно пониматься буквально, и Анри Корбен упрекает Рене Лефорестье за то, что тот рассматривал эти вещи только под таким углом. Не столь важно, существовал ли в реальности такой персонаж как Ормус. Для Анри Корбена эту преемственность следует искать вне исторической фактографии. Ессеи, Каноники Гроба Господня или тамплиеры должны, прежде всего, рассматриваться как символы, отсылающие к высшей реальности. Подчеркнём здесь забавную сторону явления, когда некоторые Ордена, заявляющие о себе как о наследниках тамплиеров, используют ритуалы и одежды, которых более не существует. Как писал Жозеф де Местр в своих Записках для герцога Брунсвика, посвящение существовало до тамплиеров и продолжило своё существование после них.

    Анри Корбен видит в мифах, относящихся к названным Орденам, элементы, говорящие о духовной преемственности, которая осуществляется через посредничество Духовного Рыцарства. Это Братство Света трудится от начала Творения ради возвышения человечества к духовному Храму, то есть ради новой встречи человека с Божественным началом. Как он подчёркивает, "непрерывность этой традиции, не зависящей от имманентной исторической причинности, может выражаться только через символы. Передающие её возвышаются до уровня символических личностей" (19).

    Преемственность движений, занятых этой работой, следует искать не в видимой истории, а в иероистории, то есть истории сакральной, и в этом смысле не будет заблуждением видеть преемственность между этими различными движениями, если только не понимать её буквально. Заметим, однако, что в эпоху, которую мы рассмотрели, розенкрейцерство часто представлялось как жемчужина этого Духовного Рыцарства.

    Просвещение и Иллюминизм

    XVIII век явился свидетелем появления множества посвященческих Орденов. Мы назвали только те из них, которые непосредственно относятся к розенкрейцерскому масонству. Добавим, однако, что розенкрейцерство продолжало тайно развиваться вне названных нами движений. Быстрый рост числа этих Орденов вызвал много смешений в мире эзотеризма. Уже внутри них противостоят друг другу позитивисты, сторонники Просвещения, и спиритуалисты, склонные к Иллюминизму. С наполеоновскими кампаниями возрастёт восхищение Египтом, и западный эзотеризм будет потрясён открытием, выводящим на новые пути - магнетизмом.


    (Продолжение следует).


    Примечания:

    (1) " Constitution d'Anderson ", in Textes fondateurs de la Tradition Ma?onnique 1390-1760, traduits et pr?sent?s par Patrick N?grier, Grasset, Paris, 1989, p. 226.

    (2) Sur l'apparition du degr? de Ma?tre, voir Goblet d'Alviella, Des Origines du Grade de Ma?tre dans la Franc-Ma?onnerie, Tr?daniel, Paris, 1983, et Roger Dachez, " Essai sur l'origine du grade de Ma?tre ", revue Renaissance Traditionnelle, n° 91-92, juillet-octobre, 1992.

    (3) Antoine Faivre, Acc?s de l'?sot?risme occidental, Gallimard, Paris, 1996, tome 2, p. 285.

    (4) Ir?ne Mainguy, Les Initiations et l'initiation ma?onnique, ?ditions Ma?onniques de France, Paris, 2000, p. 80.

    (5) C'est en 1742 qu'appara?t pour la premi?re fois le n?ologisme " ?sot?risme ". C'est Louis-Fran?ois La Tierce qui introduit cet usage. Ce Franc-Ma?on est l'auteur de Nouvelles obligations et Statuts de la tr?s v?n?rable confraternit? des Francs-Ma?ons, (1742), adaptation et traduction fran?aise de la Constitution d'Anderson et du Discours de Ramsay.

    (6) Sur ce personnage ?tonnant, voir Jocelyn Godwin, Athanasius Kircher, un homme de la Renaissance ? la qu?te du savoir perdu, Jean-Jacques Pauvert, Paris, 1980.

    (7) Le livre de Jean Terrasson se place dans le sillage du T?l?maque de F?nelon, (r?dig? en 1695 et publi? en 1699 par Ramsay), un roman p?dagogique ?voquant les r?cits d'Hom?re et de Virgile pour enseigner au jeune duc de Bourgogne l'art de r?gner sans despotisme. L'abb? Terrasson utilise un proc?d? similaire. Pour construire son r?cit, il fait preuve d'une vaste ?rudition en reprenant tout ce qui a pu ?tre ?crit sur l'?gypte (Diodore de Sicile, Cl?ment d'Alexandrie, H?rodote, Jamblique, Athanasius Kircher...).

    (8) " Notice sur la vie et les ouvrages de l'abb? Terrasson ", dans S?thos, histoire ou vie tir?e des monuments, anecdotes de l'ancienne ?gypte, D'Hautel, Paris, 1813, tome 1, p. 12.

    (9) Ramsay composera en mars 1737 une seconde version de ce discours, plus longue que la premi?re, dans laquelle il lancera l'id?e d'une Grande Encyclop?die.

    (10) Notons que Ramsay n'a cr?? aucun rite ni grade. Cependant, il est consid?r? comme celui qui a donn? l'impulsion ? ce mouvement.

    (11) A ce sujet, voir l'article de Michel Piquet : " Le Grade de Rose-Croix : les sources du " Nec plus Ultra ", revue Renaissance Traditionnelle, n° 110-11, juillet 1997.

    (12) Voir Ren? Le Forestier, La Franc-ma?onnerie templi?re et occultiste aux XVIIIe et XIXe si?cles, Aubier-Montaigne, Paris, 1970, Introduction, chap. III.

    (13) Ren? Le Forestier : La Franc-ma?onnerie templi?re... op. cit., livre II, chap. I, pp. 543-555.

    (14) Cet ouvrage magnifique est actuellement ?dit? par Diffusion Rosicrucienne.

    (15) Sur les Fr?res Initi?s d'Asie, et Saint-Germain, voir Arthur Mandel, Le Messie militant - histoire de Jacob Frank et du mouvement frankiste, Arch?, Paris, 1989. Le c?l?bre alchimiste est aussi ?voqu? dans le livre de Ren? Le Forestier (op. cit.). Paul Chacornac a aussi consacr? un ouvrage, Le Comte de Saint-Germain (?ditions Traditionnelles, Paris, 1947) ? ce personnage sur lequel nous ne nous attarderons pas ici faute de place.

    (16) Voir l'article de Pierre Mollier : " Le grade ma?onnique de Rose-Croix et le Christianisme : enjeux et pouvoir des symboles ", revue Politica Hermetica, n° 11, 1997.

    (17) Ce texte de 1765 figure ? la Biblioth?que historique de Paris.

    (18) Voir Le Forestier, La Franc-Ma?onnerie templi?re: (op. cit., pp. 68-84 et 157-164), et surtout Henry Corbin, qui, dans Temple et contemplation, en pr?sente une analyse plus profonde, (Flammarion, Paris, 1980, pp. 376-379).

    (19) Henry Corbin, Temple et contemplation, op. cit, p. 373.


    Rambler's Top100   Rambler's Top100   ЯНДЕКС   Aport     Яндекс цитирования   Рассылка
    Фотогалерея :
    . Увеличить в новом окне
    Участники Конвенции перед Дворцом Конгрессов в Барселоне
    Вопросы-ответы :
    = Вопрос :
    В чём заключается теория Эр?

    = Oтвет :
    Развитие человечества определённым образом связано с временными отрезками - зодиакальными Эрами, длящимися около 2160 лет каждая. Например, предшествующая Эра называлась Эрой Рыб. Начало ей было положено Учителем Иисусом. В этой связи вспомним, что символом первых христиан был вовсе не крест, а рыба. Ныне мы вступаем в Эру Водолея. Впервые в истории человеческой цивилизации эта эра воплотит идеал мира и знания. Но для достижения этого необходимо придать развитию человечества духовное направление, так как те ценности, на которых основано современное общество, излишне материалистичны. Эра Водолея уже начинает оказывать своё влияние. Многие люди начинают ставить под сомнение место материальных ценностей в обществе и обращаются к духовным идеалам. С этой точки зрения замечательно изречение Андре Мальро, которое гласит, что "двадцать первый век будет либо духовным, либо его не будет вообще".