Орден Розы и Креста АМОРК
 
Галерея символов:
Увеличить в новом окне
Новости :
114   28-07-2019
28 июля помещен материал о поездке группы розенкрейцеров в город Торжок

113   19-05-2019
Юрисдикцию русского языка посетили Император АМОРК Кристиан Бернар и Великий Магистр итальянской юрисдикции Клаудио Мазукко. Высокие гости приняли участие во встрече Пронаоса «Просветление» (Москва), на которую также приехали розенкрейцеры из других городов России.

112   14-04-2019
В Москве состоялась Региональная Конвенция АМОРК, в которой приняли участие более 40 членов Ордена из разных городов России. На Конвенции были прочитаны доклады на темы учения розенкрейцеров, а также философские и общекультурные темы. Были также показаны фильмы по истории розенкрейцерства.

111   09-12-2018
Размещена информация о будущей Всемирной Конвенции АМОРК, которая состоится в Италии, в Риме с 14 по 18 августа 2019 года. Раздел "Об Ордене" - "Конвенции АМОРК".

110   28-12-2017
В разделе Библиотека - Ларец размещен текст "Физические Законы Здоровья Тела"

Все новости
Афоризмы :
Все, что не убивает нас, делает нас сильнее.
= Ф. Ницше =

Защита прав :
© Copyright,
1997 - 2019
А.М.О.Р.К.
Русскоязычная
юрисдикция
Москва, Россия
WWW.AMORC.ORG.RU


ИСТОРИЯ   >>>  История (К.Ребисс)



ИСТОРИЯ РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВА ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Кристиан Ребисс


Содержание

  • I Египет и Первичная Традиция. Метаморфозы Гермеса
  • II Египет и Первичная Традиция. Philosophia Perennis
  • III Тройной огонь
  • IV Эхо Розы и Креста
  • V Confessio Fraternitatis
  • VI Изумрудная земля
  • VII Химическая свадьба
  • VIII Цветущая роза
  • IX Философы и розенкрейцерство (1 часть)
  • X Философы и розенкрейцерство (2 часть)
  • XI Розенкрейцерство и франкмасонство
  • XII Магнетизм и египтософия
  • XIII В поисках Психеи
  • XIV Чётки Магов
  • XV Представление. Часть 2
  • XVI Первые американские розенкрейцеры
  • XVII Гарвей Спенсер Льюис
  • XVIII Путешествие на Восток
  • XIX Античный Мистический Орден Розы и Креста
  • XX Международный аспект
  • XХI Современность


  • Часть VIII. Философы и розенкрейцерство

    (2 часть)

    В Англии розенкрейцерский проект получает особое развитие. Однако, в отличие от остальной части Европы, герметизм оставался здесь на довольно скромном положении (1). Конечно, труды Джона Доджета (XVII век) несут на себе отпечаток влияния "Герметического свода", и в царствование Генриха VIII христианский каббалист Франциск Жорж де Вениз пользуется большой известностью. Именно ему король поручает отыскать в священных текстах аргументы в пользу его развода с Катериной Арагонской. Она же обращается за советом к Генриху Корнелию Агриппе. Но, несмотря на восхищение Томаса Мора (1478-1535) работами Пико делла Мирандолы, только при Елизавете I (1533-1568) герметизм Ренессанса увеличивает своё влияние. Филипп Сидней (1554-1586), дипломат, писатель и друг Джордано Бруно, сэр Вальтер Ралейт (1554-1618), сановник, писатель и фаворит Елизаветы, Томас Хэриот и Джон Ди являются в этом контексте главными действующими лицами. Последний, находясь под влиянием трудов Генриха Корнелия Агриппы, представляется, действительно, главой елизаветинского Ренессанса. Он обладает большой эзотерической библиотекой, которую любит посещать королева.

    Королева фей

    В царствование Елизаветы I оккультная философия вызывает споры, находящие своё отражение в литературе. Так, замечательная поэма Эдмунда Спенсера (1552-1599) Королева фей и его Четыре Гимна очевидно окрашены неоплатонизмом Ренессанса и христианской каббалой. У движения есть и свои противники, такие как Кристофер Марлоу, который в своей пьесе Трагическая история доктора Фауста (1594) подвергает герметизм осуждению. Её главный персонаж представлен учеником Агриппы, практикующим дьявольскую магию. Эта пьеса имеет огромный успех, как и другая, названная Мальтийский еврей (1592), в которой автор, критикуя иудеев, нападает на христианскую каббалу. Бен Джонсон обличает герметизм в пьесе Алхимик (1610) (2). А Вильям Шекспир занимает противоположную позицию, отвечая на Мальтийского еврея своим Венецианским купцом, пьесой, в которой просматривается влияние труда Франсуа Жоржа де Вениза О Гармонии Мира. Подобное можно сказать и о некоторых других текстах Вильяма Шекспира, например, Как вам будет угодно и Буря, на которые оказала влияние работа Агриппы Об оккультной Философии. Пьеса Буря была представлена на праздновании бракосочетания дочери Якова I, преемника королевы, и Фридриха Пфальцского. Франсес А.Йейтс, видный исследователь истории английского розенкрейцерства, видит в этом произведении настоящий розенкрейцерский Манифест.

    Фрэнсис Бэкон

    Обращаясь к началам розенкрейцерства, часто можно встретить имя канцлера Англии и философа Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626). Многие авторы занимались вопросом его связей с Розой и Крестом. Джон Хейдон, автор нескольких работ, посвящённых розенкрейцерству, первым обратился к этой теме, однако нельзя не сказать, что его теории часто излишне смелы. Его книга "Священный путеводитель, указывающий путь к чудесному миру" (1662) (3) содержит рассказ "Путешествие в страну розенкрейцеров", который является переработкой "Новой Атлантиды" Фрэнсиса Бэкона. Он вносит в него элементы "Fama Fraternitatis" и превращает "Соломонов дом" Фрэнсиса Бэкона в "Храм Розы и Креста". Два века спустя в книге "Новый градус Розы и Креста" (1860) Жан-Мари Рагон, используя идеи Фрэнсиса Бэкона, описывает "общество Розы и Креста или Северных Браминов" (4). Целое течение в литературных исследованиях пыталось доказать, что Фрэнсис Бэкон является автором пьес Вильяма Шекспира (5). Далее всех в этом направлении ушёл, вероятно, В.Ф.К. Вигстон в своей книге "Бэкон, Шекспир и розенкрейцеры" (1888). Его идеи подхватят Генри Потт в книге "Фрэнсис Бэкон и его тайное общество" (1892) и многие другие авторы. Однако последние, делая интересные находки, часто обращаются к авантюрным умопостроениям.

    Теософы

    Среда Теософского Общества очень отзывчива на эти гипотезы, которые она в свою очередь развивает и популяризирует. Так, в книге "Учителя" (1912) (6) Анни Безант утверждает, что Фрэнсис Бэкон являлся одним из воплощений Христиана Розенкрейца, членом цепи посвящённых, к которым принадлежал граф Сен-Жермен, и которая начинается в княжеском доме Ракоци. Одна из её сотрудниц Мария Руссак публикует в журнале Пролив серию статей, где снова звучат эти идеи. Те же элементы встречаются в труде "Розенкрейцеры" (1913), изданном Правом человека, объединением масонских лож, близких Теософскому Обществу, где Г.Кларк и Кэтрин Беттс утверждают, что Фрэнсис Бэкон является автором розенкрейцерских Манифестов (7). Автором, более других способствовавшим распространению теорий относительно роли Фрэнсиса Бэкона в розенкрейцерстве, является бельгийский теософ и сенатор Франц Виттеманс. Его книга "История розенкрейцеров" (1919) представляет собой собрание интересных фактов и весьма спорных утверждений. Он использует те же тезисы, к которым обращались В.Ф.К. Вигстон, Потт, Шекман, Э.Удни и теософы.

    Поль Арнольд как и Франсес А.Йейтс умерили категоричность идей В.Ф.К. Вигстона и заняли более реалистичные позиции. Действительно, открытия исследователей розенкрейцерства, сделанные в течение последних десятилетий, позволили лучше понять его генезис, и идея о том, что Фрэнсис Бэкон является автором "Fama Fraternitatis" и "Confessio Fraternitatis" вышла из употребления. Это, однако, не мешает отнести английского философа к розенкрейцерскому движению XVII века. Некоторым образом он был одним из тех, кому лучше других удалось представить обществу розенкрейцерский идеал. И, несомненно, именно поэтому многие видят в нём одну из самых значительных личностей розенкрейцерства XVII века.

    В "Розенкрейцерском Просвещении" Франсес Йейтс, впрочем, показывает, что даже если Фрэнсис Бэкон в некоторых моментах и отходит от герметизма XVII века, в частности в своём отношении к учению Парацельса и в отрицании концепции человека как микрокосма, тем не менее, он остаётся под сильным влиянием розенкрейцерства (8). Настоящий продолжатель движения, он даёт ему новое выражение через проект реформы наук, которая приведёт вскоре к основанию Королевского Общества, то есть британской Академии наук.

    Novum Organum

    Проект Фрэнсиса Бэкона имел в своём основании, несомненно, идеи его отца, Николаса Бэкона. Генрих VIII после своего разрыва с Римом поручил последнему разработать университетскую реформу. Фрэнсис Бэкон после попыток повлиять на королеву Елизавету пытается увлечь своей реформой наук Якова I. В начале своей книги "О достоинстве и преумножении наук" (1605) Бэкон обращается к королю со следующими словами: "Подобно Гермесу Триждывеличайшему Вас отличает тройная слава: власть короля, просветление священника и наука философа". Проект, предлагаемый им, является проектом возрождения наук. Бэкон хочет, чтобы они не были предметом бесполезных спекуляций, но стали орудием, способным принести человечеству прогресс, лежащий в основе его процветания и счастья. В своей книге он предлагает создать братство, объединяющее учёных всех стран, сообщество, в котором каждый сможет обмениваться идеями к самой большой всеобщей пользе. Эта мысль напоминает то, о чём гласит "Fama Fraternitatis" (9).

    Пчела

    Фрэнсис Бэкон хочет придать наукам официальный характер через утверждение программ коллективных исследований и мечтает о создании лабораторий, работающих на рациональных и методических основах. В целом, можно сказать, что проект Фрэнсиса Бэкона предвосхищает рождение будущих академий наук. Он хочет заменить старую априорную и дедуктивную логику новой логикой, экспериментальной и индуктивной. Чтобы сделать наглядным образ настоящего исследователя, он использует образы муравья, паука и пчелы. Первый собирает (эмпирическая философия), второй оплетает паутиной (рациональная философия), а третья, полетав по всем направлениям, вырабатывает мёд (равновесие между двумя философами). "Роза даёт мёд пчёлам", - скажет также Роберт Фладд, используя подобную символику (10). Английский алхимик Томас Воган напоминает, что, согласно Вергилию, у пчёл есть частица божественного разума эманаций Эмпирея (Antroposophia Theomagica, 1650). Фундаментальный труд Бэкона "Новый научный метод" (1620) (11) нацелен на то, чтобы покончить со старой логикой Аристотеля. Следует подчеркнуть, что, несомненно, из осторожности и, учитывая своё положение, в своих трудах он уделяет мало места эзотеризму.

    Однако Фрэнсису Бэкону не удастся реализовать свой реформаторский проект. Несмотря на то, что, благодаря его покровителю и фавориту королевы графу Эссексу в 1601 году Бэкон в первый раз впал в немилость, тем не менее, он завоёвывает доверие Якова I. Став в 1617 году лордом-хранителем Большой Печати, он занимает на следующий год одну из высших должностей в королевстве, пост лорда-канцлера и становится бароном Веруламом. Его карьера прерывается в 1621 году, когда после своего назначения виконтом Сент-Альбан он падает жертвой новой интриги, которая окончательно отдаляет его от власти. В этот период он пишет "Новую Атлантиду" (12). Ему не удалось воплотить свои идеи на государственном уровне, и он возвращается к теме, которая в форме фантазии и утопии занимала его всю жизнь (13).

    Новая Атлантида

    В этой книге повествуется о неких путешественниках, которые отправляются из Перу в Китай и Японию. По воле неблагоприятных ветров их судно терпит бедствие. С окончанием запасов пищи они предчувствуют свой конец, но замечают неизвестный остров. Когда они уже готовятся высадиться на него, они получают от посланцев с острова пергамент, в котором предупреждаются об условиях, при которых им будет оказано гостеприимство. Если они хотят высадиться на этой земле, они должны согласиться на размещение в "Доме иноземцев". Документ скреплён печатью, представляющей крылья херувимов и крест - эмблема, заставляющая вспомнить завершающую формулу Fama Fraternitatis: "Под сенью крыл Твоих, Иегова". В этой стране, называемой Бенсалем, живёт загадочный народ, которому удалось соединить мудрость с наукой. Наука является одновременно целью и принципом социальной организации её жителей. Как представляется, им удалось осуществить "Великое Установление" Знания. Они обрели вновь состояние Адама до его падения - цель, поставленная Бэконом и розенкрейцерскими Манифестами. Путешественники размещаются в "Доме иноземцев". Вскоре посланник им объясняет, что эта страна находится под управлением "Соломонова дома", или "Коллегии шестидневного труда". Эта аллюзия может говорить о благословенном времени, когда розенкрейцеры зажгут "шестой канделябр", который, согласно Confessio Fraternitatis, предшествует концу времён. "Соломонов дом (:) имеет своей целью познать Причины и тайное движение вещей и раздвинуть границы Империи Человека, дабы осуществить все возможные вещи" (14). Это сообщество священников-учёных располагает просторными лабораториями, в которых проводятся исследования в области науки, земледелия, скотоводства, медицины, искусств : Результаты этих исследований приносят пользу всем обитателям этого научного рая, в котором царят мир и благополучие.

    Основу Новой Атлантиды составляет описание различных научных сокровищ и организации общества, живущего на острове Бенсалем. Этот довольно короткий текст остался незавершённым. Он будет опубликован только в 1627 году духовником Бэкона Вильямом Роули, год спустя после смерти автора. Хотя сочетание Роза и Крест в этой работе, как и в других текстах Фрэнсиса Бэкона, не упоминается, розенкрейцерское влияние в них многократно просматривается. Это сходство не ускользнуло от внимания Джона Хейдона, который попытался подчеркнуть эти связи в своих многочисленных работах. Фрэнсис Бэкон не мог не быть знакомым с Fama Fraternitatis, которая в то время уже имела хождение в рукописной форме. Напомним, что он был причастен к празднествам, которыми в 1613 году отмечалось бракосочетание дочери Якова I с Фридрихом Пфальцским, покровителем розенкрейцеров. Фрэнсис Бэкон был автором постановки Masque of the Middle Temple and Lincoln' Inn, которая была сыграна на следующий день после бракосочетания.

    Королевское Общество

    Несколько лет спустя после смерти Фрэнсиса Бэкона его проект реформы наук найдёт некоторое выражение в образовании Королевского Общества (1660). В 1645 году в разгар гражданской войны состоятся собрания, которые заложат основы Королевского Общества. Среди людей, образовавших это первое ядро, есть несколько беженцев, покинувших Пфальц после трагедии Белой Горы (15), таких как Теодор Хаак или как Джон Вилкинс, капеллан курфюрста Пфальца. Последний был прекрасно осведомлён об идеях, изложенных в розенкрейцерских Манифестах. Он процитировал "Fama Fraternitatis" и "Confessio Fraternitatis" в своей Mathematicall Magick (1648), книге, вдохновлённой трудами Роберта Фладда и Джона Ди. Совершенно удивительно, что Роберт Бойль, другой член этой группы, описывая эти собрания в своих письмах, применяет выражение "Невидимая Коллегия" - термин, который часто употреблялся в то время для названия розенкрейцеров! Интересно отметить, что Роберт Морэй, один из членов-основателей Королевского Общества, страстно увлечённый алхимией, покровительствует Томасу Вогану (1622 - 1666), потому что последний издаёт под псевдонимом Евгения Филалета английский перевод Fama и Confessio: The Fame and Confessio.

    Эти мыслители хотят покончить с философским и религиозным наследием их предшественников. В 1660 году собрания этой группы приведут к основанию Королевского Общества. Как показала Франсес А. Йейтс, даже если в нём речь уже не идёт о всемирной реформе, благотворительности и образовании, а, в основном, о науке, это общество воспринимает часть розенкрейцерских идеалов, которыми вдохновлялся и сам Фрэнсис Бэкон. Томас Спрат в своей Истории Королевского Общества (1667) косвенно говорит об этом. На фронтисписе его книги изображён бюст короля Англии Карла II, рядом с которым находятся Вильям Брункер, первый президент общества и Фрэнсис Бэкон. Крыло, простёртое над философом, как бы напоминает розенкрейцерскую формулу: "Под сенью крыл Твоих, Иегова". (Художник, исполнивший эту гравюру, Джон Эвелин, был родом из Богемии.)

    Коменский

    Среди основателей Королевского Общества мы встречаем нескольких человек, которые в своё время были тесно связаны с розенкрейцерским движением в Богемии. Одним из наиболее близких этому движению является Ян Амос Коменский (1592-1670), известный также как Комений - чешский философ, педагог и писатель. В возрасте 21 года он покинул свою родную Моравию и продолжил образование в Хайдельберге. Он присутствует на коронации Фридриха V и Елизаветы. На протяжении всей своей жизни он будет поддерживать королевскую чету из Хайдельберга, и даже после трагедии Белой Горы (1620) он сохранит надежду на возвращение Фридриха V на трон. Во время этих драматических событий его дом был сожжён, он был вынужден бежать, и вскоре он теряет свою жену и детей. Будучи другом Иоханна Валентина Андреэ, он с воодушевлением принимает проект реформы, изложенный в розенкрейцерских Манифестах. В своём труде "Лабиринт Мира и Рай Сердца" (1623), который является классикой чешской литературы (а согласно некоторым исследователям, и основополагающим текстом этой литературы), автор говорит о надеждах, которые он возлагал на розенкрейцерство. Эта книга является плодом идеалистических умонастроений человека, ожидания которого были разрушены с началом Тридцатилетней войны. В XII главе, озаглавленной "Паломник свидетельствует о розенкрейцерах", Коменский сокрыто говорит о трагедии, последовавшей за окончанием царствования Фридриха V в 1621 году - трагедии, которая повлекла за собой крушение проекта реформы, провозглашённой розенкрейцерством. Так, становится понятным, что в отличие от своего друга Иоханна Валентина Андреэ (Христианополис) и Томазо Кампанеллы (Город Солнца), Коменский описывает город, в котором всё идёт плохо: науки, занятия людей; и, в конечном счёте, согласно автору, есть только одно место, где человек может найти мир и знание - это "рай своего сердца". И автор мечтает о том времени, когда все мечи и копья будут перекованы на серпы и орала.

    Пансофия

    Это горькое время подводит Коменского к мысли о значении воспитания и образования. Весьма вероятно, что идеи вселенской реформы, изложенные в розенкрейцерских Манифестах, способствуют появлению планируемой им системы Пансофии или Всеобщего Знания, основанного на связи: макрокосм - микрокосм. Он пишет одно из самых важных своих произведений "Великая Дидактика или универсальное искусство обучения всех всему" (1627-1632) (16). Этот текст содержит часть философскую и мистическую, а также часть, в которой он говорит о приёмах и методах педагогики. Коменский не ограничивается рассуждениями о педагогике, его интересует и её конечная цель. Он включает свою теорию во всеобщую историю и видит в образовании выход, предлагаемый человечеству ради обретения той чистоты, которую оно утратило с Грехопадением Адама. Образование представляется лучшим средством подготовления себя к вечной жизни. Он хочет, чтобы каждый человек, независимо от своего происхождения, имел доступ к образованию. В конце труда помещён текст Иоханна Валентина Андреэ "Увещание", призывающий каждого следовать методам, предложенным Коменским.

    После нескольких лет вынужденного изгнания Коменский получает от своего друга Самюэля Хартлиба, бывшего студента Хайдельберга, приглашение приехать в Англию, чтобы участвовать в его проекте реформы образования и в организации филантропических обществ. Будучи почитателями Фрэнсиса Бэкона, они оба чувствуют себя ответственными за миссию по созданию "Новой Атлантиды". В Англии Коменский пишет "Путь Света" (1641) (17), в котором темы Манифестов звучат столь явно, что некоторые историки называют эту книгу "Fama Comenius". В предисловии к изданию 1660 года в Амстердаме он говорит о членах Королевского Общества как об Illuminati (Просветлённых)!

    Коллегия Света

    Начиная с 1645 года, Коменский работает над трудом, ставшим венцом его творчества: "Всеобщие советы по реформе дел человеческих". Главная идея этого труда - необходимость реформы, содействующей установлению эры процветания и мира -подхватывает основную идею розенкрейцерских Манифестов. Работа состоит из семи частей - число, о символике которого здесь нет необходимости говорить. Каждая часть имеет название, префикс которого пан подчёркивает идею всеобщности: Панегерсия, Панаугия, Пансофия, Панпедия, Панглоттия, Панортозия, Паннутезия - науки, должные привести человечество к размышлению о его месте в Творении, к созерцанию Вселенского Света и к достижению Вселенской Мудрости, к принятию Всеобщего языка и образованию всех людей ... Он предлагает также новое мироустройство, в котором каждая страна будет управляться тремя структурами: Коллегией Света, Консисторией Здоровья и Международным Судом Мира - организациями, предвосхищающими такие крупные международные структуры как ООН или ЮНЕСКО, которые появятся только несколько столетий спустя. Ян Коменский умер, не закончив этого труда, большую часть которого он всё-таки успел записать (18).

    Можно сказать, что через личность Коменского розенкрейцерство способствовало установлению нового взгляда на образование. Жюль Мишле называет его "Галилеем образования". Педагог Жан Пиаже, восхищавшийся им, считает его предтечей в области педагогики, психологии, дидактики и отношений между школой и обществом. Но в целом, Коменскому воздают должное и почитают его за его гуманизм. В декабре 1956 года ЮНЕСКО торжественно почтило его заслуги, и на генеральной конференции, организованной по этому случаю, Коменский был представлен одним из первых распространителей идей, которыми вдохновлялась эта организация при её основании (19).

    Просвещение

    Как можно констатировать, розенкрейцерские Манифесты не оставили философов равнодушными и сыграли свою роль в развитии европейской культуры.

    После этого момента эзотеризм, философия и наука разделятся на Просвещение и Иллюминизм. Тогда появятся первые главные сообщества, которые надолго станут характерными для западного эзотеризма. Если до сих пор хранители эзотеризма составляли скорее течения, чем настоящие организованные движения, то в это время появились посвященческие Ордена, такие как Орден Розы и Креста и Орден франкмасонов, организованные в ложи, в которых стали передаваться посвящения.

    Примечания :

    (1) Sur ce point, voir La Philosophie Occulte ? l'?poque ?lisab?thaine, Frances A. Yates, Paris, Dervy, 1987. (The Occult Philosophy in the Elizabethan Age, Warburg Institute, 1987), ainsi que : " Histoire des courants ?sot?riques et mystiques dans l'Europe moderne et contemporaine " d'Antoine Faivre, r?sum? dans l'Annuaire de l'?cole Pratique des Hautes ?tudes, tome XCVI, 1987-1988.

    (2) Cette date, comme celles des pi?ces cit?es ci-apr?s, est celle de sa premi?re repr?sentation publique.

    (3) The Holy Guide, leading the Way to the Wonder of the World (a Compleat Phisician) [:] with Rosie-Crucian medecines:, Londres, 1662.

    (4) Franc-Ma?onnerie, Ordre Chapitral, Nouveau Grade de Rose-Croix, Paris, 1860, Collignon Libraire-?diteur, pp. 17-20.

    (5) Pour ne pas nous ?carter de notre sujet, nous n'aborderons pas ce point qui a donn? lieu ? une quantit? impressionnante de publications. Nous renvoyons les lecteurs aux livres de Donnelly Ignatius, Greta Cryptogram : Francis Bacon's cipher in the so-called Shakespeare Plays (1887) ; ? ceux du math?maticien Georg Cantor, La Confession de foi de Francis Bacon, La R?surrection du divin Quirinus Francis Bacon et Le Recueil de Rawley (1896, r??dit?s par Erick Porge chez Grec en 1997 sous le titre La Th?orie Bacon-Shakespeare) ; ? celui du Dr Speckman, Bacon is Shakespeare (1916), ainsi qu'? l'article " Bacon ou Shakespeare ", du Rosicrucian Forum d'ao?t 1932 publi? dans la revue Rose-Croix d'hiver 1985, n° 136, pp. 22-24.

    (6) The Masters, Londres 1912 (1917 pour la traduction fran?aise, par les Publications Th?osophiques). Cet ouvrage fait suite ? une s?rie de conf?rences donn?es par A. Besant ? Londres en 1907. Rudolf Steiner prend des positions similaires ? la m?me ?poque. Cette ann?e-l?, A. Besant, M. Russak, H. Wedgwood et d'autres th?osophes ont cr?? un Ordre se r?clamant du rosicrucianisme, l'Ordre du Temple de la Rose-Croix (1912). Ses travaux s'interrompront d?s 1918. Maria Russak deviendra alors membre de l'A.M.O.R.C.

    (7) Les auteurs de cet ouvrage n'ont sign? que de leurs initiales : H.C. et K.M.B. Il a ?t? publi? ? Paddington, par Aim?e Bothwell-Gosse, membre ?minente de la branche britannique du Droit Humain et ?diteur de la revue The Co-Mason.

    (8) Frances Yates, La Lumi?re des Rose-Croix, Paris, 1985, Retz, chap. XI. Elle s'appuie pour cela sur une ?tude de Paolo Rossi, Francis Bacon : from magic to science (1968).

    (9) M?me si la Fama Fraternitatis n'est ?dit?e qu'en 1614, alors que De la Dignit? et accroissement des sciences l'a ?t? en 1605, il faut rappeler que le premier Manifeste rosicrucien circulait sous forme de manuscrit plusieurs ann?es avant sa publication.

    (10) " Dat Rosa Mel apibus ", c?l?bre illustration du Summum Bonum (1626). Voir ce dessin en exergue de l'article n° VII de cette s?rie, " La Rose fleurissant ", dans la revue Rose-Croix n° 195, automne 2000, p. 2.

    (11) Novum Organum, Londres, 1620.

    (12) Il demeure une incertitude sur la date de sa r?daction. G?n?ralement on admet qu'il en ?labore le texte en 1623. Voir La Nouvelle Atlantide, Mich?le Le D?uff et Margaret Llasera, Paris, 1983, Payot, p. 13. Bacon souhaitait que ce texte soit ?dit? ? la suite de son Histoire Naturelle (Sylva Sylvarum), texte dont il avait d?j? publi? une esquisse en 1620.

    (13) Comme l'a montr? Blandine Kriegel, ? la Renaissance, ce th?me de l'utopie est solidaire de la r?volution copernicienne. Il t?moigne de la recherche d'un nouvel ?quilibre dans un monde nouveau. Voir " L'Utopie d?mocratique de Francis Bacon ? George Lucas ", dans la Revue des deux mondes, avril 2000, pp. 19-33.

    (14) La Nouvelle Atlantide, suivi de " Voyage dans la pens?e baroque ", op. cit., p. 72.

    (15) Voir la revue Rose-Croix n° 195, op.cit., p. 9.

    (16) Voir La Grande Didactique, col. Philosophie de l'?ducation, Paris, 1992, ?d. Klincksieck.

    (17) The way of the light (1641) ?uvre rest?e manuscrite.

    (18) Voir son r?sum? dans l'Utopie ?ducative, Comenius, Jean Pr?vot, Paris, 1981, ?d. Belin, pp. 210-264.

    (19) Il ?crivit un article fort ?logieux sur Comenius dans la revue de l'UNESCO en 1957 , (texte reproduit en postface de l'Utopie ?ducative: op. cit.


    Rambler's Top100   Rambler's Top100   ЯНДЕКС   Aport     Яндекс цитирования   Рассылка
    Фотогалерея :
    . Увеличить в новом окне
    Здесь Г.-С.Льюис получил Р+К посвящение в 1909 году
    Вопросы-ответы :
    = Вопрос :
    Существует ли связь между Орденом Розы и Креста и франкмасонством?

    = Oтвет :
    В 18-ом веке Орден Розы и Креста и франкмасонство были очень тесно связаны между собой, так, одна из самых высоких степеней франкмасонства называлась "Рыцарь Розы и Креста". Но в настоящее время эти две Организации абсолютно независимы друг от друга и работают самостоятельно. Кроме того, можно встретить розенкрейцеров среди франкмасонов и франкмасонов среди розенкрейцеров, так как между этими двумя течениями не существует несовместимости.